Национальный костюм Дагестана

Национальная одежда народов Дагестана

Дагестан – самый многонациональный регион России. Здесь проживает более 36 народностей, каждая из которых обладает своей культурой и традициями. Несмотря на этническое, языковое и культурное многообразие народы Дагестана составляют единую общность, основой которого является схожая географическая среда, общность исторических судеб, культурное взаимовлияние, которое обусловило складывание схожей культуры на территории Дагестана.

В данной статье речь пойдет о таком важном элементе быта и культуры народов Дагестана как национальный костюм (мужской и женский), который складывался на протяжении длительного времени. Национальный костюм включает в себя комплекс одежды, обувь, аксессуары, головной убор. Для национальных костюмов народов Дагестана присущи общие схожие элементы. Наиболее ярко эти элементы отражены в мужском костюме, который однотипен не только среди дагестанских народов, но и для Кавказа в целом.

Мужской костюм большинства народов Кавказа состоит из следующих элементов: черкеска, бешмет, иногда рубаха, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица – родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях – на свадьбу, на танцы и т.п. В нагрудной части бешмета имелись газырницы. Обязательным элементом был кинжал, который крепился на пояс.

Сходство женской одежды народов Дагестана (и Северного Кавказа) значительно слабее, чем мужской. Оно выражается в основных формах и покрое, но имеются значительные расхождения в частностях, отделке, а также функциях отдельных предметов одежды (рубаха, верхнее платье).

Далее рассмотрим женский национальный костюм наиболее многочисленных дагестанских народов.

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубахи туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, чтобы длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка – чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху надевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни [Виды национального костюма народов Дагестана: http://www.moidagestan.ru/articles/37340 ].

Молодые аварские девушки обычно носили платья из цветных тканей. Пояс (кушак) красного цвета доходил до трех метров в длину. Женщины в возрасте отдавали предпочтение однотонным цветам. Некоторые особенности ношения платьев можно выделить у аварок селения Тлярош. Они обычно выбирали платья темных цветов либо носили платье со штанами. Платье могло укорачиваться почти до колен. Специальные штаны, надетые под туникообразное платье, шились, как правило, из бязи, ситца или сатина [Эмирханова Н. Аварский национальный костюм: http://zhen-dagestana.ru/?action=view&id=535&module=articles].

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма – многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Женский костюм лезгин состоял из платья, доходящего до пят, сшитого из домотканого сукна, длинных штанов, из материалов разных расцветок, головного платка и чухты – специального головного убора, состоящего из чепца и мешочка для волос, известного всем народам Дагестана. Обувью служили узорные вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи. Теплая одежда состояла из овчинных шуб и курток, овчинных или матерчатых безрукавок и т.д. [Национальные костюмы лезгин: http://costumer.narod.ru/text/kavkaz/dagestan/lezgin.htm].

В Музее дружбы народов России представлены две группы национальных костюмов: коллекция национальных костюмов народов Дагестана в миниатюре С. Исмаиловой и коллекция одежды с элементами традиционного наряда народов Северного Кавказа В. Агошкиной.

Коллекция С. Исмаиловой отражает национальные особенности и максимально приближена к исторической действительности.

Совмещение традиционных и современных элементов в костюмах В. Агошкиной позволяет сохранять, развивать и популяризировать культуру

народов Дагестана и Северного Кавказа.

Научный сотрудник Музея дружбы народов России

Национальная одежда Дагестана: описание, фото

Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица.

Национальный костюм Дагестана, благодаря своей красоте и исторической значимости, ценится как старшими, так и молодыми людьми. Они бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.

История костюма

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет – верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке

Значение деталей

Национальные костюмы народов Дагестана были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой народности Дагестана были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке. При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

О чем говорит цвет

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Хотя убранства и кажутся слишком яркими, однако доминирующими цветами являются белый, красный и черный. Зачастую белый цвет можно увидеть на праздничных и свадебных нарядах. Красный символизировал благополучие и достаток, а черный говорил о мистике и олицетворял защиту предков. Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в темных тонах, молодые незамужние девушки предпочитали яркие элементы красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Мужской костюм

Костюмы дагестанских мужчин схожи между собой и практически не отличаются от мужских костюмов других народов Кавказа. Национальное убранство состоит из рубахи, штанов, которые шьют из плотной ткани серого или черного цвета, и черкески (затянутого на талии длинного узкого кафтана без ворота с клинообразным вырезом). Верхняя одежда подобного плана может быть разной длины, а рукава расширены книзу. На поясе черкески раньше мужчины носили пистолет или кинжал.

Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную черту – папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины значило нанести ему оскорбление, а вот подарок дагестанцу в виде папахи был символом уважения и дружбы.

Мужчины из простого народа носили головные уборы из овчины, а вот представители знати предпочитали папахи из каракуля. Задумываясь, как нарисовать национальный костюм народов Дагестана, не нужно забывать о таких деталях, ведь для них подобные вещи имели огромное значение. Из обуви мужчины предпочитали мягкие сапоги из сафьяна под названием ичиги, они состояли из двух элементов.

Женский костюм

Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.

Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.

Традиционные головные уборы

Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:

  • Чухта представляет собой узкую длинную шапочку из черной материи. Иногда ее украшали монетами или бахромой. Надевать чухту имели право лишь замужние женщины. Они заплетали косы и укладывали их в специальный мешочек – волосник, который находился в нижней части головного убора и спускался на спину.
  • Платок традиционно сохранялся среди пожилых женщин, молодые девушки выбирали шали. Старые женщины складывали шали в треугольник, одним концом обматывали шею и завязывали с другим под подбородком. Цвет этого головного убора также выбирали в зависимости от возраста.
  • Чалма представляет собой кусок длинной материи, который замысловато обматывают вокруг головы, изначально ее носили лишь мужчины.

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Нагорный Дагестан

Жительницы нагорного Дагестана – аварки, лачки, даргинки – носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.

Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку – чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.

Южный Дагестан

Национальный костюм Дагестана представительниц лезгинской народности отличался яркостью и дороговизной. Главной особенностью убранств являлась многослойность. Девушки надевали шелковые прямые платья, поверх них носились распашные платья-валчаги.

Еще одной отличительной характеристикой нарядов являлось изобилие украшений. Одежду декорировали серебряными и золотыми монетами, драгоценными камнями и вышивкой. В выборе цветов приоритет отдавали красному, желтому, фиолетовому и зеленому цветам. Голову покрывали кружевными платками.

Кумычки, чеченки и ногайки

У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.

Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста – платки.

Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты. Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала. Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.

Национальный костюм Дагестана

Со старшим преподавателем факультета дизайна Государственного педагогического университета Дагестана Разитой Гаджихановой я познакомилась в Пятигорске, во Всекавказском молодежном лагере «Машук-2010». В День республики Дагестан Разита Гаджиевна провела для меня небольшую экскурсию по экспозиции, в которой народные умельцы представили лучшие образцы своих работ в технике керамики, ткачества, ювелирного мастерства. Здесь же каждый из многочисленных народов Дагестана продемонстрировал свой неповторимый национальный костюм.

«В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически. В средние века характерные особенности костюма уже были у каждого народа. Самая большая народность — аварцы. Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа — Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. У мужчин это черкеска, раньше снизу надевали бешмет. Рубашка, сапоги и обязательно папаха. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься.

Кумыки проживали на равнине и быстрее других впитывали все новое, модное, современное. Их предками считали монголо-татар, которые оседали, и соединяясь с местными племенами, оставляли свои традиции, культуру. Для женщин-кумычек характерно платье — так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор — тастар, плетеный из одной нити. Технология его плетения очень сложна — одной спицей. Сейчас очень немногие женщины владеют этой техникой. Но в целом женский и мужской костюмы кумыков похожи на костюмы осетин, балкарцев, чеченцев.

Кумыки. Национальный костюм: мужской — рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский — платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Следующая часть экспозиции представлена селом Балхар. Это селение находится в Даргинском районе Дагестана. Его жители издавна занимаются керамикой, которая у них обожженная и расписная. У них есть места, где добывается глина. Мужской костюм почти такой же, как у кумыков. Сегодня традиции ношения национальных костюмов возрождается, к примеру, на свадьбах. Правда, не сама невеста, а вот подруги невесты с удовольствием надевают национальный наряд. Для женского костюма характерно пенькообразного покроя платье, широкие штаны и обувь из войлока с загнутым носиком. Впереди — вышитый узор, рогообразные символы. На платье — большое количество металла. И хотя сами балхарцы ювелирным искусством не занимались, они торговали и привозили из мест торговли украшения для свои жен. У женщин оригинально покрыта голова: снизу головной убор под названием чохто. Вокруг шеи серебряная цепочка. Снизу белая шаль, сверху обязательно оранжевая: балхарцы были огнепоклонниками и отдавали предпочтение желтому и оранжевому. У них интересные двусторонние паласы, которые ткут на горизонтальных станках. Примечательны ленты для носки кувшинов: ими обвязывают горлашко и несут через плечо. А чтобы кувин не охлаждал спину, под него клали специальную тканую сумочку.

Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог — ичигов.

Лакцы. Украшения на женщинах — до 20 килограммов серебра, ниспадают с шеи на грудь и живот. Считалось, что таким образом металл охранял, оберегал женщину. Вязаные носочки: по узорам можно определить из какого села девушка, а также — девушка это или замужняя женщина. Подошвы носочков подшиты кожей, позволяющей не пачкать ноги при ходьбе. В дождь надевали кожаную обувь, внутрь которой клали сушеную траву. По узору на носках можно было определить, из какого тухума (рода) каждая из них. И когда одетые и обутые в такие носочки девушки шли за водой, парни, глядя на их костюмы, выбирали себе невесту из того или иного рода.

Лакцы. Мужская традиционная одежда — туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская — туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья — распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь — кожаная и войлочная. Головные уборы — наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин — традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Ногайцы. Издревле катали войлок и изготавливали из него ковры. По контуру рисунка нашивали тесьму. Мужчины, в отличие от других народов, носили не черкеску, а простеганный бешмет, на тонком слое ваты или шерсти- чтобы было тепло в степи. Пояс узенький, кожаный, с металлическими заклепками и креплениями для оружия. Пояс надевали мальчику в 10 лет. На нем была одна металлическая заклепка. Через 10 лет на пояс ставили вторую заклепку, в 30- третью и т.д. По заклепкам можно узнать, сколько лет хозяину. Женский наряд перекликается с татарским, азиатским. Характерен пояс с крупной пряжкой.

Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения – штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.

Табасаранцы. Табасарань — это высокогорный район. Его жители славились тем, что ткали ворсовые ковры, которые делались из шерсти. Везде на Кавказе в семьях радовались рождению мальчика. А в селении Табасарань ценилось рождение девочки: это еще одни руки для ткачества ковров. В каждой семье был станок, и девочки ткали ковры с малых лет. Безворсовые ковры, на изнанке не обрезаны нитки: сумах- техника плетения.

Табасаранцы. Традиционный мужской костюм общедагестанского типа — нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь — низкая кожаная — дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды были пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм — туникообразное платье, шаровары, головной убор — чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом.

Народный костюм Дагестана

В Республике Дагестан, омываемой на востоке Каспийским морем, проживает около 30 коренных народов: аварцы, андо-цезские народы, даргинцы, кубачинцы, акушинцы, кайтагцы, кумыки, лакцы и др. Название даргинцев происходит от слова «дарг» («внутренний»), этот народ с древности селился в труднодоступных горных ущельях Северного Кавказа. Даргинские ювелиры, оружейники, кожевенники, производители ковров и изделий из шерсти прославились далеко за пределами своей родины.

Аварцы с V в. были жителями крупнейшего на Кавказе дагестанского царства Серир (его царь Авар дал в VI в. этому народу свое имя). Аварцы с древности изготовляли лучшие в Дагестане суконные ткани, снабжая ими соседние народы. Их мастера умело изготавливали серебряные украшения, кинжалы, газыри, конные сбруи. На весь мир известно искусство аварских резчиков из села Унцукуль по кизиловому дереву. Северо-запад Дагестана с I в. населяли андийцы, занимавшиеся разведением овец андийской породы. Из их шерсти андийские женщины валяли наплечную одежду буртина (бурки) — незаменимую принадлежность костюма и боевого снаряжения любого горца.

Женский костюм

В основе всех дагестанских костюмов — туникообразная рубахаплатье и длинные штаны. Даргинская рубаха черного цвета была длинной и широкой; из-под нее виднелись узкие штаны, украшенные в нижней части цветной отделкой. У аварок цельнокроенное платье-рубаха называлось горде. Андийские женщины под кванно — нижнее платье на кокетке надевали шаровары ошхъоги. Кумычки носили рубахи ичгелек, тоже с шароварами.

Верхней одеждой аварок было длинное распашное платье с двойными рукавами — хабалай. Кумыкский къабалай был праздничной одеждой и напоминал наряды кабардинок и черкесок. Спереди по всей длине къабалая вшивали широкую вставку андылык, имитирующую нижнее платье. Швы соединения с основными полотнищами обшивали позументом и кружевом. Часть вставки выше талии не пришивали к платью, а пристегивали. Вставка заканчивалась воротником-стойкой, которую украшали декоративные филигранные серебряные пряжки. Аналогичный крой, но без вставки имело распашное платье арсар. Кроме того, кумычки носили нераспашное платье полшу. У даргинок в некоторых областях бытовало платье-кафтан архалук. Зимней одеждой были шубы, которые напоминали мужские накидки.

Головные уборы. Традиционный убор дагестанских женщин — чохто (чухта) — чепец-чехол с мешочком для кос, соединенный под подбородком серебряной цепочкой. Налобную часть чухты шили из шелка или парчи и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. Эти украшения виднелись из-под покрывала, которое у аварок носило название «мучу». У андиек чухта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чуткъу (чухту) платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.

Украшениями дагестанок были височные кольца, цепочки, перстни, ожерелья, нагрудные подвески, броши, амулетницы, поясные застежки, пряжки. Кубачинки, лезгинки и кумычки носили съемные украшения из серебра (этот металл особо почитали на Северном Кавказе). Аварки, лачки и даргинки предпочитали нашивать украшения и амулеты на нагрудники, низ рукавов, подол и швы одежды. Такие украшения имели магическое значение — защищали от злых духов. Эту же функцию у многих других народов (славян, финно-угров) выполняла вышивка. Даргинские женщины носили массивные, сложно сплетенные налобные цепи и крученые браслеты.

Мужской костюм

Мужской костюм — общий для северокавказских народов — состоял из туникообразной рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы из белой овчины, черной бурки и папахи.

Обувь

Обувь — вязаные шерстяные узорчатые носки, чарыки из сыромятной кожи, чувяки и полусапожки из войлока и сафьяна.

Национальный костюм Дагестана

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.

Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.

Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок — один выстрел.

В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.

Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.

Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.

Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *