Армянский национальный костюм

Армянский национальный женский костюм

  • Артикул : СК618
  • Модель : Армянский национальный женский костюм
  • Материал : габардин, бархат, шифон
  • Отделка : тесьма, монисты
  • Комплект :

Купить женский национальный армянский костюм

Мастера компании «Сударушка» продолжают разрабатывать удобные сценические танцевальные народные костюмы. Этот красивый комплект одежды создан на основе традиционного армянского женского костюма и предназначен для праздничных фольклорных мероприятий или театральных постановок. Наиболее хорошо носить его вместе с народной обувью, изготовлением которой также занимается наша компания.

Основной элемент армянского национального женского наряда «архалух» – халат, надевающийся поверх платья, имеющий на груди длинный изящный вырез и застегивающееся только на талии. Традиционно он шьется из ткани зеленого, синего или фиолетового цвета. Подол, запах и разрезы рукавов от запястья до локтя декорируются бусами и тесьмой. Поверх халата надевается широкий богато декорированный монистами пояс. В качестве головного убора используется платок, в налобной части также украшенный монистами.

Халат и платье в этом костюме изготовлены из бархата и габардина. Это наиболее красивые и практичные материалы, широко применяющиеся при создании сценической одежды. Для пошива головного убора использованы габардин и шифон – легкая тонкая ткань, отличающаяся полупрозрачной структурой.

Женский армянский костюм от производителя

Чтобы купить армянский женский костюм напрямую в компании «Сударушка», используйте специальную электронную форму заказа или свяжитесь с менеджером по телефону, указанному на сайте. По индивидуальной заявке возможна доработка данной модели, пошив в ином цветовом исполнении. Также мы можем разработать для Вас любой другой народный костюм. Сотрудничаем с танцевальными коллективами со всей России.

Производитель вправе по своему усмотрению незначительно изменять оттенок, фактуру ткани и элементы отделки изделий, не меняя при этом целостного стилистического оформления костюма.

В нашем Интернет-Магазине «Сударушка» делать покупки очень просто!

Варианты оплаты товара

С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ и КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ мы работаем по 100% предоплате.

Мы работаем по всем видам закупок — прямые договора, электронные магазины, конкурсные процедуры по 44 и 223 ФЗ. ИП Ласкина Т.С. состоит в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Наши менеджеры помогут с оформлением ТЗ на конкурсную процедуру, помогут с получением коммерческих предложений от альтернативных поставщиков.

Варианты доставки товара

Доставка осуществляется любым удобным для Заказчика способом по согласованию сторон. При обработке заказов менеджер просчитывает оптимальный вариант доставки с учетом желаемых сроков получения товара и выгодной стоимости доставки.

Мы работаем с Почтой России, сервисом EMS, СДЭК, КИТ, ПЭК, Деловыми линиями. Рассмотрим также удобный для клиента вариант доставки.

>> Если у Вас возникли вопросы , мы всегда готовы проконсультировать Вас по телефону: (8332) 25-59-22, оставьте заявку на обратный звонок — менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

Для ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВОВ и ОПТОВЫХ КЛИЕНТОВ предлагаем оптовые скидки на закупки от 30000 рублей. Оптовые скидки распространяются только на продукцию, имеющуюся в наличии на складе (СКЛАДСКАЯ ПРОГРАММА). Товары складской программы уточняйте у менеджера.

Условия сотрудничества:

  • Работаем юридическими и физическими лицами. По ФЗ 44, ФЗ 223, по контрактной системе. Зарегистрированы на портале поставщиков. Поможем с подготовкой документации на конкурс.
  • Для расчетов принимаем все формы оплаты. С магазинами – по полной предоплате. Для бюджетных организаций возможна частичная предоплата (30%), а также оплата по факту поставки товара.
  • Базовые модели – В НАЛИЧИИ НА СКЛАДЕ.
  • Подстройка под потребности клиента – любой размерный ряд и количество по общему прайс-листу.
  • Оперативная доставка любым удобным для клиента способом.

К вниманию государственных учреждений, производящих закупки по 44ФЗ на конкурсной основе!

Наша производственная компания (ИП Ласкина Т.С.) входит в Перечень производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, что дает нам право участвовать на законных основаниях в конкурсных процедурах.

Мы с радостью поможем Вам с подготовкой технического задания на конкурс.

Условия для оптового заказа оговариваются индивидуально с менеджером

Если необходимо, мы изготовим «пилотный», пробный вариант костюма или обуви, чтобы перед крупным заказом Вы могли наглядно убедиться в качестве нашей работы.

Армянский народный костюм: фото, описание, история

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

История армянского народного костюма

История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.

Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.

Женский костюм

Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).

Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» — длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.

В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.

В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.

Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».

«Гогноц» — передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».
Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.

При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.

В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.

Женские украшения

Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.

Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.

Головные уборы армянок

Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.

Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.

Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.

Мужской народный костюм

В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».

«Шапик» — это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.

Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.

В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него — верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.

Головной убор армянина

Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.

Обувь

Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.

В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.

«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.

Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи.

Цвета в армянском национальном костюме

Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.

Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета.
Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.

Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.
Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.

Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.

Орнаменты в национальном костюме армян

Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.

Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.

Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:

  • флора;
  • фауна;
  • геометрические фигуры.

Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.

Растительный орнамент

Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.

Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.

Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.

Изображения животного мира

Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.

Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.

Геометрические орнаменты

Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию.
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.

Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.

Как нарисовать армянский народный костюм

Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:

  1. Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
  2. Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
  3. Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
  4. Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
  5. Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.

Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.

Народный костюм Армении

Предки нынешних армян, жителей небольшой закавказской страны, расположенной на Армянском нагорье, пришли на территорию своей новой родины из Европы, через Малую Азию. В IX в. до н. э. на Армянском нагорье образовалось первое государство армян — Урарту, где была возведена крепость Эребуни (современный Ереван). Период расцвета Великой Армении пришелся на I в. до н. э., когда ее территория простиралась от Каспийского до Черного и Средиземного морей.

Начиная с VI в. до н. э. судьба не раз испытывала этот храбрый народ нападениями персов, римлян, византийцев, арабов, крестоносцев, наконец, турок, владевших Арменией четыре века и вытесненных Россией только к XX в. Народный армянский костюм сформировался к XVIII в. Традиционная одежда использовалась в быту крестьян как повседневная и праздничная до первого десятилетия XX в., особенно среди жителей западной — Турецкой Армении.

Женский костюм

Женский костюм состоял примерно из тех же предметов одежды, что и мужской. Нательной одеждой служили хлопчатобумажная рубаха (в Восточной Армении предпочитали красный цвет, считавшийся женским оберегом, в Западной — белый) и шаровары, стянутые по низу штанин шнурком. Их сшивали из двух видов ткани: верхнюю часть — из дешевой, так как ее скрывала верхняя одежда, а нижнюю — из более дорогой, которую украшали вышивкой.

Верхней одеждой были различные виды архалухов и платьев, распашных и нераспашных. Их также шили из различных тканей: повседневные — из дешевого сатина, праздничные — из шелка, парчи, бархата или плюша. Традиционной одеждой армянок были короткие бархатные кафтанчики, расшитые золотым шитьем. Богатые армянки свои кафтанчики отделывали мехом куницы. На западе страны носили безрукавки.

Передникам в нарядах армянок всех областей и сословий отводилось очень важное место. В каждой местности существовали древние традиции их украшения. Передники шили из сатина, ситца, сукна, бархата. Поражают богатством цвета «ковровые» тканые фартуки мастериц из Вана (историческая область Васпуракан в Турецкой Армении), а по изяществу рисунка и тонкости исполнения «золотых» вышивок по красному бархату не было равных жительницам Карина (окрестности Эрзурума).

Головные уборы и украшения. Основой многих женских головных уборов были поши — маленькие шапочки из бархата, расшитые золотом и бисером. Девушки Сасуна (на западе Армении) украшали свои длинные косы кистями и пропускали их на спине под поясной шарф. Поверх этой прически надевали шапочку и обматывали ее шелковым платком, подобно мужчинам. В юго-восточных областях (Васпуракан, Сюник) сложный головной убор состоял из украшений с подвесками, свисающими на лоб и виски. Носили там и платки, причем в некоторых областях (Карабах), видимо по восточным обычаям, прикрывали ими не только голову, но и нижнюю часть лица. Все армянки очень любили ожерелья с подвесками, а также ручные и ножные браслеты.

Пояса были неотъемлемой деталью и мужских, и женских костюмов. Тонкая ювелирная работа отличала серебряные наборные пояса с массивными пряжками. Их носили горожане и богатые крестьяне Восточной Армении. Жители Западной Армении дополняли свои и без того живописные и многослойные наряды длинными пестрыми шарфами, обматывая их несколько раз вокруг талии.

Обувью женщин были кошик — кожаные туфельки на каблуках, с загнутыми носами; мужчин — кожаные сапоги. Поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, мужчины и женщины носили с высокими вязаными узорчатыми чулками.

Мужской костюм

Рубахи имели низкий воротник-стойку и разрез, застегивающийся спереди или справа. Особенно красивые (из шерсти ангорских коз) шили в Западной Армении. Помимо богато орнаментированной нагрудной части их рукава украшали длинными хвостами — полосками ткани с бахромой, также вышитыми цветными нитями. Архалух, национальный вид одежды армян, бытовал среди жителей городов и зажиточного крестьянства Восточной и Северной Армении. Этот кафтан типа бешмета, который надевали поверх рубах, отличался в различных областях страны цветом и длиной. Поясной одеждой были штаны. В комплексе с архалухом носили широкие и длинные штаны темных цветов. В Западной Армении носили шаровары с широкой мотней, которые собирали на поясе шнурком. Чаще они были коричневого цвета, в некоторых областях — белого. В Васпуракане и Сасуне длинные шаровары, стянутые у лодыжек, шили из ткани белого или другого светлого цвета и покрывали их цветной вышивкой.

Сельские жители Западной Армении, включая армян, живших в XIX — начале XX в. на территории Турецкой Армении (восточная часть современной Турции), отдавали предпочтение коротким курткам и безрукавкам. Обычно их шили из сукна, шерсти или меха (что позволяло легче сохранять тепло). Безрукавки могли быть с рукавами или без них. Праздничные вышивали шерстяными нитями и украшали аппликацией, бахромой, кисточками и бисером. Эти костюмы отличались особой красочностью и разнообразием форм.

Верхней одеждой армянских мужчин была чуха — распашной кафтан, аналогичный черкеске, распространенной и у других народов Кавказа. Его носили в любое время года, даже летом — по традиции этого требовали правила приличия. Бурка — валяная накидка из шерсти овец была популярна среди всех кавказских горцев — всадников и пастухов; ее носили, набросив на плечи.

Головные уборы. В комплексе с чухой армяне носили шапки типа папахи. В Западной Армении были распространены узорчатые шапочки: войлочные или тканые, которые обматывали пестрыми шарфами или платками с бахромой, наподобие восточных тюрбанов.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз

Сегодня я хотела бы рассказать вам о том, как декорируют армянский мужской тараз.

О том, что из себя представляет армянский национальный костюм, я писала здесь (о женском костюме) и здесь (о мужском). Сегодня подробнее остановимся на том, какими способами армяне украшают нижнее и верхнее платье, а также шаровары и головной убор.

Прежде чем перейти к описанию украшений, нужно оговориться, что исторически сложилось так, что западноармянский костюм в большей степени изобилует вышивкой и декором по сравнению с костюмом восточных армян.

Мужской комплекс

Разумеется, женский костюм гораздо наряднее мужского, но тем не менее, мужской тараз не лишён украшений, ведь по внешнему виду мужчины всегда можно было судить о его социальном статусе, происхождении и благосостоянии. Так, основными акцентами в мужском костюме являются верхние шаровары и верхняя одежда — архалук или чуха. Эти элементы одежды и украшали, как могли. К примеру, довольно распространённым было наличие у шароваров ярких атласных лампасов, вышитых традиционным орнаментом — излюбленным геометрическим мотивом, состоящим из ромбов разного размера и цвета.

На этой фотографии также представлена разновидность верхней одежды — безрукавный жилет, на груди украшенный вставками с аналогичными геометрическими мотивами. Такие жилеты носили мужчины Западной Армении, а вот чуха и архалук скорее характерны для восточных армян.

Архалук представляет собой длиннополую атласную верхнюю одежду, застегивающуюся встык на ряд застежек от шеи до талии, далее распашную. Сам архалук, как правило, лишён украшений, но вот пояс, которым он фиксируется, зачастую можно назвать настоящим произведением искусства: это тонкой работы серебряный ремень или кожаный ремень с серебряными накладными монетами и серебряной пряжкой.

Говоря «как правило», мы все равно понимаем, что находились обеспеченные представители армянского народа, стремившиеся украсить не только «аксессуары» своего костюма, но и саму одежду. Поэтому архалук тоже иногда был очень выразительным: по краю полы его декорировались вышивкой растительного орнамента, а рукава, которые могли быть как распашными, так и цельными, обшивались яркой лентой, а иногда шелковым шнуром:

Чуха же сама по себе является предметом одежды, которую носили только взрослые мужчины, поэтому она выступает своеобразным маркёром статуса и более богато украшена, нежели архалук. Отличительной чертой чухи является наличие на груди газырниц — кармашков с патронами, исторически имевших практическое значение и впоследствии его утративших и превратившихся в элементы декора. Газырницы также обшивались лентами в тон прочим украшениям наряда, как правило, серебристыми или золотистыми.

И, наконец, головной убор. Речи о мужском головном уборе восточных армян в этой теме не пойдёт — основным ее видом выступает меховая шапка папаха, лишенная каких-либо украшений, а вот с головным убором западных армян все обстоит иначе. В частности, западноармянский головной убор обычно акцентный и пестрый:

Он не только украшен большим количеством геометрических узоров, но и сверху по диаметру обматывается горячо любимыми армянами скрученными шнурами, которые они умело используют и как пояс для нижних штанов, имеющий на концах разноцветные кисточки, и как элемент головного убора.

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм, тараз, отражение менталитета нашего народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нашей нации. Тараз имеет многовековую историю, наш национальный костюм также богат и разнообразен, как и наш язык.

Армянский национальный костюм

Комплексы таразов

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский․ В национальном костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.

Армянский мужской тараз

Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней плечевой (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки, в основном, украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти.

Армянский мужской тараз

Женский национальный костюм

Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение.

Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты.

Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что головной убор способен защитить женщину даже от удара в затылок.

Женский тараз раннего и позднего Средневековья

Комплекс тараза, головной убор средневековой женщины в отличие от древнего национального костюма, был проще и состоял из налобника, украшенного цветами.

В качестве покрывал на голову использовались вуали, которые мы встречаем также в таразе урартского периода. Средневековые женщины связывали рот не так сильно, как это было принято раньше. В период раннего средневековья в нарядах высших слоев общества заметно влияние арабского и византийского национального костюма. Во время позднего средневековья армянский тараз подвергался влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей. В ряде регионов тараз сохранялся вплоть до конца XIX начала XX веков. Затем армянский национальный костюм начал уступать место европейской одежде и перестал использоваться в обыденной жизни.

Комплексы таразов Западной и Восточной Армении

Безусловно, таразы Западной и Восточной Армении отличались друг друга. Национальная одежда западных армянок отличалось роскошью, была богата золотой и серебряной вышивкой. Другое существенное отличие было в том, что во всех западных провинциях передник был обязательной составляющей женского платья. Его привязывали к талии или груди.

Тараз западной Армении

К комплексу тараза Западной Армении относятся костюмы Васпуракана, Карина, Сасуна, а также таразы армянонаселенных частей Киликии и Малого Айка. Последние выделяются узорами растений и геометрических фигур, которые присутствовали на одежде как мужчин, так и женщин. Они носили также ювелирные украшения, которые придавали таразу завершенный вид.

Костюмы мужчин в Западной и Восточной Армении также отличались. В восточных провинциях был популярен кавказский стиль тараза, который состоял из нижней одежды, короткой верхней одежды и чухи. Зимой носили свободную шубу без пояса и шапку из бараньей или овечьей шерсти. А тараз западных армян состоял из штанов с элементами вышивки, короткой безрукавки, рубашки и короткой верхней одежды. Рукава рубашки украшали вышивкой. Носили шерстяные пояса и белые конусовидные шапки.

Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода. И женщины, и мужчины носили кожаные остроконечные туфли, которые назывались трехами.

Важной частью тараза были украшения, которые выражали эстетические предпочтения носителя. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.

Хотя предметы украшения в Западной и Восточной Армении отличались, но были у них и сходства в плане цвета, формы и смыслового наполнения.

Туристический блог об Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

Поделиться с друзьями
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
  • Поделиться Pinterest
  • Поделиться Vk

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *