Экзальтированный тип личности: особенности, причины, диагностика и лечение

Экзальтированный тип личности: особенности, причины, диагностика и лечение

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций — крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры — художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В. Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример.

Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный полюс аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э., 1928 г. рожд. Мать — экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой — подверженность печальным переживаниям. В детстве Э. боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной,— он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности » Нечто подобное Э. испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Э. сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Э. при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент — это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р., 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р, отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.

В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р.— типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.

Аделе Г., 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины — величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: «Вот это прекрасно, это ты напиши!» Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это » Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула—сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!» Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц., 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но (коронки «безумно мешают»: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Экзальтированный человек и женская экзальтированность в психологии

Психология рассматривает экзальтированность как проявление темперамента, приближенного к психопатии. Немецкий психиатр Карл Леонгард первым описал понятие экзальтированности, выделил и классифицировал этот тип, а также охарактеризовал его как «темперамент тревоги и счастья».

Проявления экзальтации свойственны определенным типам темперамента: сангвинику и холерику. Женщинам экзальтация в поведении присуща чаще, чем мужчинам. У людей из актерской среды экзальтация является присущей им особенностью, которая помогает им в профессии.

  • Проявления экзальтированности
    • Как рано начинает проявляться экзальтация
  • Отношение окружающих к экзальтированным людям
  • Как живется экзальтированной личности

Проявления экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к преувеличению и резким переходам от состояния счастья к непомерному горю.

  • Экзальтация чаще имеет положительную окраску эмоций. Каждый сможет припомнить встречу с таким человеком, который слегка «не в себе». Такие особы склонны преувеличивать самые обыденные вещи, придавать значение мелочам. Они часто переоценивают свои возможности, способности и всевозможные качества, из-за чего выглядят в глазах окружающих нелепо и смешно.
  • Экзальтированная личность, чаще женщина, подвержена частым сменам настроения, которые происходят без видимых причин и в считанные минуты. Стоит такому индивидууму потерпеть неудачу в каком-нибудь простом, малозначащем деле – как его охватывают эмоции грусти и тоски, граничащие по силе с подлинным горем. У таких особ нет других красок мира, кроме черной и белой, они не признают полутонов.
  • В силу способности испытывать сильные переживания и вечное чувство восторженности, таких людей тянет в сферу искусства: живописи, музыки, театра. Можно сказать, что эти люди – прирожденные артисты, у них развитый эстетический вкус. Экзальтированные люди вычурно выражаются, про таких говорят: «И слова в простоте не скажет».
  • Экзальтированный – это всегда субъективный. Объективная оценка событий им чужда. Окружающие им кажутся недалекими непробиваемыми дураками, в то время как себя они мнят утонченными натурами и непризнанными гениями. Презрительная усмешка, надменный взгляд – все это внешние проявления экзальтированной натуры. Они имеют непоколебимое чувство превосходства над всеми, на грани с манией величия.
  • Страх у таких людей быстро нарастает и принимает форму паники, что сопровождается физическими проявлениями: дрожью в теле, появлением холодного пота. По этой причине они стараются избегать открытых конфликтов, хотя часто вступают в споры и словесные перепалки.

Как рано начинает проявляться экзальтация

В поведении детей довольно раннего возраста экзальтация достаточно частое явление. В возрасте 2–5 лет почти каждый ребенок время от времени закатывает истерики с громким плачем, может переходить от радостного настроения к печали и слезам. Иногда дети закатываются смехом так, что их невозможно успокоить, иногда возбужденно бегают, размахивают руками и кричат, привлекая внимание. Можно сказать, что все это свойственно определенному этапу роста и развития каждого индивидуума.

В дальнейшем основная масса людей начинает контролировать свои эмоции и поведение – что можно считать признаком зрелости. Но отдельные личности могут оставаться вечным ребенком и заслуженно снискать о себе мнение, как об экзальтированном человеке.

Отношение окружающих к экзальтированным людям

Как все чрезмерное, экзальтация подвержена порицанию. У таких людей:

  • Часто возникают конфликты с окружающими.
  • Им стараются не давать важных поручений по работе.
  • Глубоких дружеских отношений с ними тоже не завязывают, так как им трудно доверять. Никогда не знаешь, что может « выкинуть » такая личность в следующую минуту.

Экзальтация – это огромная проблема близких той личности, которой свойственен подобный темперамент. Жить рядом с подобным человеком равносильно местопребыванию возле спящего вулкана. Совместное существование с такими людьми полно сюрпризов, и не всегда приятных.

Как живется экзальтированной личности

Не все индивидуумы с подобным темпераментом считают его проявления своей проблемой. Уверенность в собственной непогрешимости так и не дает им понять, что в большинстве своих жизненных неудач им некого винить, кроме самих себя. Эти люди часто совершают ошибки. Будучи плохо приспособленными к быту, они не справляются с « прозой жизни » , могут спиться, погрязнуть в житейских проблемах, необдуманно лишиться жилья.

В начале жизненного пути, пока рядом родители, близкие люди – в их судьбе участвуют и не дают свершиться чему-то непоправимому. С годами этих людей чаще, чем остальных, начинает преследовать одиночество. Можно вспомнить достаточно много таких изломанных судеб на примерах великих художников и известных артистов, умерших в одиночестве и нищете.

Но даже если сам человек осознает свою особенность и хотел бы избавиться от экзальтированности – увы. Свой природный темперамент и психические особенности никому не дано изменить силой одного лишь желания и знанием того, что такое экзальтация.

Что такое экзальтация, или Кому нужны чужие проблемы

Denis Bondarev

В новом выпуске рубрики «Cловарный запас» T&P рассказывают о значении слова, которым что только не называют: и мистический ритуал, и физические наказания, и средневековую медицинскую практику. На самом деле слово «экзальтация» описывает душевное состояние, свойственное людям, которые с трудом владеют собой, но легко утомляют окружающих.

Экзальтацией называют крайне возбужденное, в первую очередь восторженное состояние. Воодушевленными бывают многие, при этом далеко не каждого футбольного болельщика после гола любимой команды можно назвать экзальтированным. Главное здесь то, что особой причины для радости у экзальтированного человека может и не быть.

T&P уже не раз писали о различных типах акцентуаций, но типа темперамента пока не касались. Напомним, что акцентуацией называют определенное сочетание ярко проявляющихся черт характера, при котором у человека повышается уязвимость к некоторым психогенным воздействиям. Люди с акцентуациями нормальны в общепринятом смысле — правда, иногда их отношения с окружающим миром и с собой строятся сложнее, чем у людей без столь ярких проявлений. Первым такие темпераменты выделил в отдельную группу и классифицировал немецкий психиатр Карл Леонгард. Одним из десяти описанных им темпераментов был как раз аффективно-экзальтированный тип.

Леонгард назвал экзальтированность «темпераментом тревоги и счастья». От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг (или двусмысленный взгляд, невнимательность друга, печальная новость по радио, капля пролитого на рубашку кофе — что угодно). Спасает только то, что обратная дорога к счастью для них так же коротка. В психологии склонность к таким резким переменам эмоционального состояния называется повышенной лабильностью.

У людей с экзальтированным типом личности эмоции возведены в культ. Люди с таким темпераментом не только не сдерживают проявлений чувств, но и считают душевные переживания важнейшей составляющей человеческой жизни. Часто они стремятся реализоваться в таких сферах, как религия и искусство, и в этом есть смысл: таких людей отличает хороший вкус и чуткость. Они часто достигают успеха в творчестве — во многом потому, что ценность художественного произведения определяется итоговым эмоциональным воздействием на зрителя/читателя/слушателя, и вполне логично, что лучше это получается у того, кто сам способен к высокому накалу чувственных переживаний.

Много экзальтированных личностей и среди актеров, потому что генерировать поток эмоций для них естественно, нужно просто приучиться направлять его в конструктивное русло. Конструктивной, по мнению Леонгарда, экзальтированность становится, когда к ней добавляются волевые способности. В таком сочетании она превращается в страстность: восторг и отчаяние начинают выражаться в поступках, а не в переживаниях и идеях, что свойственно просто экзальтированному человеку.

От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг. Обратная дорога к счастью для них так же коротка

Другой сильной (или слабой) чертой экзальтированных личностей является сострадание. Телепередача о трудностях жизни в концлагерях или щенок с перебитой лапой могут привести их в отчаяние; заурядную неприятность друга они переживают болезненнее, чем сам пострадавший. В порыве они готовы на настоящие подвиги альтруизма и самопожертвование. И этим нередко пользуются окружающие: чтобы взять денег в долг у экзальтированного человека, достаточно убедить его, что, например, покупка нового авто для вас — вопрос жизни и смерти.

Повышенная эмоциональность у людей такого типа проявляется в различных чертах: они контактны, улыбчивы, часто влюбляются и много говорят, но при этом обидчивы и склонны к паникерству. Люди с таким темпераментом часто спорят, но до открытых конфликтов, как правило, дело не доходит. Страх у экзальтированной личности имеет свойство резко нарастать, и даже в несерьезных ситуациях будут заметны его физиологические проявления — дрожь, холодный пот.

Хорошо проиллюстрировать экзальтированный тип личности можно с помощью героев художественных произведений. Своими необдуманными порывами и эмоциональными всплесками они накаляют страсти и поворачивают ход повествования, за что их и любят авторы. Подобный образцово-показательный типаж создал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Его героиня Катерина Ивановна собирается выйти замуж за Митю Карамазова не того, что любит его, а потому что увлечена идеей его спасения. В момент, воодушевленная мыслью сделать свою соперницу Грушеньку напарницей в этом деле, она приглашает ее к себе. Катерина Ивановна одухотворенно и восторженно говорит с гостьей, но когда понимает, что Грушенька над ней посмеялась, у героини происходит тяжелейший перепад настроения, который заканчивается тем, что «С Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее». Примерно с такой амплитудой эмоциональных колебаний — от горделивого счастья до трагедии — она и живет на протяжении всего романа, в финале которого оказывается в тяжелой истерике во время суда над Митей. Ярким примером мужского экзальтированного образа можно назвать шекспировского Ромео. Герой постоянно пребывает в крайнем состоянии возбуждения и либо задыхается от счастья близости к любимой, либо не находит себе места из-за трагедии вынужденной разлуки. Ромео просто не способен на переживания среднего порядка и во всем находит причины для усиления собственных чувств.

Экзальтированные личности располагают к себе окружающих умением сопереживать, искренне радоваться чужим успехам и сочувствовать горю. Но и отталкивающие черты у людей с таким темпераментом примерно те же: излишняя тревожность, склонность к панике, драматизму и «увеличению громкости» без видимых на то причин. Часто эффективное общение с экзальтированными людьми возможно, только когда их эмоции начинают ослабевать, а лучшая рекомендация для них — стараться снижать значимость переживаемых событий.

Неправильно: «Испанская инквизиция устраивала страшные экзальтации всем инакомыслящим». Правильно: экзекуции.

Правильно: «Мне с этой экзальтированной дамой совсем нет жизни: она то в облаках витает, то в истерике бьется».

Правильно: «Экзальтированность Феди утомляла всю группу: крики, возмущение и борьба за одному ему понятную правду были его верными спутниками».

Экзальтированный тип личности: признаки, особенности, психологическая характеристика

Поведение человека и его реакции на различные события в жизни зависят от типа нервной системы (темперамента ) и наиболее ярких черт личности (акцентуаций). О существовании сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов научному сообществу было известно еще с античных времен. А вот теория акцентуаций сравнительно молода. Первые работы в этом направлении были опубликованы в Европе в 70-е годы ХХ века, а в России имена авторов знаменитого опросника Леонгарда и Шмишека стали известны только в 1983 году. В результате диагностики на основе нового подхода человек может быть отнесен к одному из 10 типов акцентуаций, для каждого из которых характерны специфические реакции на разные по виду и интенсивности виды нагрузок. В их число входит экзальтированный тип, который ярко выражен примерно у 15% населения Земли.

  • 1. Понятие экзальтированности в психологии
  • 2. Признаки экзальтированной личности
  • 3. Как определить тип личности?
  • 4. В каком возрасте экзальтированность перестает быть нормой?

Экзальтированность — особенность личности, которая проявляется в необычайно интенсивной реакции на любые раздражители несоразмерно ярким и сильным проявлением эмоций. Такое поведение может носить эпизодический характер, когда человек, например, плачет от счастья при встрече после длительной разлуки. В таком случае речь идет об экзальтированной реакции, которая проявилась из-за длительных ограничений, после ожидания, ощущения тревоги и страха.

В случаях, когда человеку свойственно всегда и везде невероятно бурно реагировать на любые события, речь идет уже об акцентуации — закрепившейся черте характера, которая связана с крайней степенью проявления тех или иных сторон эмоциональной жизни. Это крайность, которая стала моделью поведения, не связана непосредственно с типом нервной системы (темпераментом), слабо поддается коррекции средствами воспитания и морали.

Экзальтированные личности неизбежно привлекают к себе внимание. Они всегда находятся в водовороте страстей и сильных эмоций. Перепады настроения происходят мгновенно, человек за секунды переходит из состояния безудержного веселья и восторженности к глубочайшему унынию, трагически воспринимая происходящее. Поводом для таких эмоциональных «качелей» становится любая бытовая мелочь, которая в призме восприятия экзальтированной личности является весомым поводом для рыданий или хохота.

Экзальтация как закрепленная модель поведения — визитная карточка многих персонажей литературы и кино.

Экзальтированных личностей много среди романтических персонажей, поверженных в бурю эмоций в связи с любовными переживаниями (Ромео из «Ромео и Джульетты», Николай Ростов из «Войны и мира»). Если говорить о персонажах, более приближенных к нам по времени, то это Руби Роуз (телезвезда из фильма «Пятый элемент») и Король Джулиан (лемур из мультфильма «Мадагаскар»).

Проявление акцентуации такого типа наблюдается примерно у 15% людей. Их поведение нередко принимают за признаки психического расстройства. Аффективные взрывы неконтролируемых эмоций не имеют ничего общего с психиатрическими диагнозами. Поэтому экзальтированные личности в психологии и медицине рассматриваются как люди с сохранным психическим здоровьем.

Кроме резких перепадов настроения и необычайно ярких эмоций, экзальтированный тип акцентуации отличается следующими признаками:

  • громкий голос;
  • заразительный смех;
  • дружелюбное отношение к людям;
  • открытость и доверчивость;
  • готовность помогать;
  • добродушие;
  • словоохотливость;
  • сентиментальность.

Такие люди с удовольствием участвуют в массовых акциях и глобальных мероприятиях, любят находиться в гуще событий, но далеко не всегда специально стремятся к тому, чтобы оказаться в центре внимания. Поначалу с ними это происходит самопроизвольно — таких примечательных персонажей сложно не заметить. Постепенно они привыкают быть в первых рядах и с удовольствием принимают знаки внимания от окружающих. Они совершенно не стесняются проявлений своих чувств и очень восприимчивы к чужим эмоциям — как положительным, так и отрицательным.

Сами обладатели экзальтированной акцентуации характера очень влюбчивы, часто бывают назойливы в проявлениях своего неравнодушия, создают много шума и суеты. В своих чувствах они всегда абсолютно искренни и демонстрируют именно то, что чувствуют. Люди экзальтированного типа любят и ценят общение, их неуемная энергия требует постоянной деятельности, активности, причем часто процесс оказывается гораздо увлекательнее результата. Если во время работы эмоции угасли и интерес к делу пропал, экзальтированная личность бросит начатое и больше к нему не вернется.

Эти простодушные добряки никогда не ставят целью манипулировать кем-то с помощью слез. Все их бурные эмоции идут от чистого сердца, а зашкаливающая интенсивность радости и печали — психологическая особенность, которая со временем может сгладиться или усилиться.

В первом случае экзальтированность постепенно угаснет и характер человека либо станет более гармоничным и зрелым, либо приобретет признаки другой акцентуации. В случае если эмоциональные «качели» приобретут еще больший размах диапазона, речь пойдет уже о пограничном с истерическим психозом расстройстве. В отличие от акцентуации, которая является крайним вариантом нормы, психотические расстройства требуют обязательного медицинского вмешательства и адекватной терапии.

Знания характерных черт поведения недостаточно для того, чтобы утверждать о сформированности у человека акцентуации характера по экзальтированному типу. Для точного результата применяют несложную диагностическую процедуру.

Формирование личности по типу экзальтированной акцентуации (как и по любому другому) можно определить с помощью классического диагностического инструмента — опросника по Шмишеку, основанного на теории немецкого психиатра Карла Леонгарда о акцентуациях. Первоначально тест из 88 вопросов, касающихся различных сторон личности человека, использовался в психиатрической практике для разграничения истинных расстройств и пограничных состояний. Позже нашел широкое применение в работе психологов с дисгармоническими личностями. В конце 70-х гг. ХХ в.российский психиатр Е. А. Личко создал альтернативный вариант диагностики, позволяющий комплексно оценить степень выраженности всех возможных акцентуаций личности. Интерпретация результатов позволяет получить подробное описание специфических черт характера, свойственных каждому из типов.

Нередко диагностика показывает, что человек, формально демонстрирующий признаки экзальтированного характера, обладает выраженной истероидной акцентуацией. Внешне она проявляется очень похоже — яркие эмоции, шумное поведение, резкие перепады настроения. Но, в отличии от экзальтата, истероид мастерски имитирует эмоции и демонстрирует их с целью манипулирования окружающими. В этом смысле точная диагностика акцентуации очень полезна: позволяет вскрыть обман и перестать верить театральным эмоциям истероида.

Люди, которые своими эмоциональными всплесками напоминают экзальтированный тип, по результатам диагностики могут быть определены как представители параноидального (параноического) типа личности. Их яркие пламенные речи, постоянное пребывание в гуще событий, склонность к избыточному жестикулированию похожи на экзальтированность. Но вся активность параноида всегда связана с мнимыми или реальными опасностями, которые он всеми силами пытается устранить.

Важно понимать, что максимальные значения по шкале экзальтации, полученные по результатам диагностики, являются тревожным сигналом — такая модель поведения стала невероятно прочной, человек не умеет управлять своими эмоциями и не всегда понимает неуместность их интенсивности. Такое состояние может быть пограничным, а после перехода опасного рубежа речь пойдет уже о развитии психического расстройства. Поэтому по итогам диагностики хороший специалист обязательно даст рекомендации, которые помогут скорректировать поведение и сгладить чрезвычайно бурные проявления акцентуаций.

Непосредственно в экзальтированности ничего плохого и опасного нет. В определенном возрасте такое поведение является вариантом нормы. Для дошкольников 3-5 лет свойственны безудержный смех, интенсивная жестикуляция, сильные огорчения по несущественным для взрослых поводам. Именно к этому периоду относятся аффективно-экзальтированные реакции, когда ребенок смеется или плачет так, что не может сам остановиться, буквально захлебываясь эмоциями. По мере развития эмоционально-волевой сферы ребенок учится управлять своими эмоциями и соотносить их интенсивность с силой раздражителя.

Следующим этапом, когда акцентуации по экзальтированному типу снова ярко проявляются, становится подростковый возраст. На фоне гормонального взрыва и пубертата взрослеющий ребенок не справляется с эмоциями, смеется и плачет без видимой причины, не всегда справляясь с собой. И снова по мере того как гормоны приходят в норму, и нервная система дозревает, экзальтация подростка угасает.

В случае если нервная система отличается повышенной возбудимостью, социальная среда или другие условия препятствовали укреплению нервной системы и эмоционально-волевой сферы, подростковая экзальтация иногда наблюдается и у взрослых людей. Состояние эмоциональной нестабильности возвращается в любом возрасте у влюбленных, молодых родителей. Экзальтированность часто становится неотъемлемой частью жизни людей творческих профессий — художников, поэтов, музыкантов, писателей, дизайнеров. Многие шедевры искусства создавались в состоянии эмоционального аффекта. Этот факт прекрасно согласуется с тем, что в психологическом плане многие гении в каком-то смысле навсегда остаются детьми, способными непосредственно и ярко реагировать на окружающий мир.

Говорить об акцентуации как о закрепившейся черте характера уместно только в ситуациях, когда избыточные и слишком интенсивные эмоции — постоянная характеристика поведения и реакций взрослого человека.

Акцентуации характера подростков в современном обществе

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Цель

Выявить взаимосвязь между хобби, увлечениями, предпрофессиональным выбором и типом акцентуации характера.

Описание

Современная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно больше, впечатления − разнообразнее и богаче, темп жизни − ускореннее, а образование − сложнее. Необходимость выявления акцентуаций характера именно в подростковом возрасте наиболее актуальна, так как это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека.

Гипотеза: акцентуации характера подростков, относящиеся к индивидуально-типологическим особенностям, являются распространённым явлением в современном мире, которые оказывают влияние на выбор хобби и предпрофессиональный выбор и требуют внимания со стороны специалистов.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления акцентуации характера подростков.

3. Оценить результаты исследования: распространённость акцентуаций среди подростков, влияние типа акцентуации на предпрофессиональный выбор и выбор хобби.

4. Довести полученную информацию до школьного психолога с целью возможности профессиональной профилактики патохарактерологического развития; предложить в качестве профилактики модель кабинета психологической разгрузки.

Подростковый период является важным этапом психического и личностного развития. Значительные изменения происходят в развитии интеллектуальной, побудительной и эмоционально-волевой сфер, в становлении самосознания. При неблагоприятных социально-психологических условиях возникают трудности в развитии личности, в частности − формирование акцентуаций характера. Знание взрослыми (родителями, педагогами) возрастных и индивидуальных особенностей подростков позволяет эффективно управлять психическим и личностным развитием детей, предупреждать и преодолевать трудности и проблемы.

Используя данные патохарактерологического опроса по Шмишеку, можно успешно подбирать области профессиональной деятельности, хобби и развлечения. При патологически развившихся акцентуациях корректировка среды, вида деятельности, подбор подходящей дополнительной активности позволяет успешно возвращать человека к полноценной жизни. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Ориентация на выявленный тип акцентуации характера позволит индивидуализировать целенаправленные медико-психологические воздействия. Выявление той или иной акцентуации характера может служить основой для профилактической и коррекционной работы с трудными подростками в школах и других учебных заведениях, консультативных пунктах, учреждениях, оказывающих социальную помощь подросткам. Учитывая роль социальных и семейных факторов в провоцировании дезадаптации подростков с акцентуациями характера, для эффективной профилактики и коррекции часто оказывается необходимой не только работа с самим подростком, но и, в первую очередь, с его ближайшим социальным окружением, семьей. Работа с подростками должна включать психотерапевтическую помощь, семейную терапию, социальную и психологическую поддержку подросткам и их родителям.

Результаты

Исследования в предпрофессиональных классах, в частности, в рамках проекта «Медицинский класс в Московской школе», позволили проанализировать взаимосвязь между профессиональными предпочтениями учащихся и акцентуациями характера. Обращает на себя внимание факт взаимосвязи определённых типов акцентуаций характера и предпрофессионального выбора: у 80% учащихся выявлены сходные акцентуированные черты по эмоционально-цикличному, экзальтированному и сопереживающему типу.

Результаты теста «Мои хобби, интересы, увлечения» позволили распределить учащихся по видам хобби (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские увлечения, накопительские увлечения, эгоцентрические увлечения, азартные увлечения, информативно-коммуникативные увлечения) и выявить взаимосвязь между типом увлечения и наличием акцентуаций. Из 53 человек, имеющих акцентуированные черты характера, 37 человек (70%) остановили свой выбор на информационно-коммуникативных увлечениях, отметив пользование интернетом как одно из увлечений. Из 20 человек, у которых черты акцентуаций не обнаружены, приоритеты в выборе хобби распределились следующим образом: 12 человек (60%) − телесно-мануальные (9 человек – спорт;

3 человека − лес, охота, рыбалка); 7 человек (35%) − интеллектуально-эстетические (литература, музыка, история); 1 человек − интернет-пользование (5%).

Выводы

1. В результате анализа научных работ К. Леонграда, А.Е. Личко, Г. Шмишека выбрана адаптированная к подростковому возрасту классификация типов акцентуаций характера, и подобран метод исследования – патохарактерологический диагностический опросник Шмишека.

2. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтверждена. Акцентуации характера подростков являются распространённым явлением в современном мире: из 73 учащихся, принявших участие в исследовании, у 53 выявлены акцентуации характера, причём у девочек − гораздо выше, чем у мальчиков – 63% и 37% соответственно. Акцентуации характера влияют на выбор хобби и увлечений: неакцентуированные личности делают свой выбор в пользу интеллектуально-эстетических и телесно-мануальных хобби, а акцентуированные – в пользу информационно-коммуникативных. Акцентуации влияют на предпрофессиональный выбор (на примере медицинских классов): у 80% учащихся выявлены сходные акцентуированные черты − по эмоционально-цикличному, экзальтированному и сопереживающему типам.

3. Изучена распространенность отдельных типов акцентуаций среди учащихся 10-х классов: в большинстве случаев имеют место акцентуации по смешанному типу (сочетание эмоционально-цикличных, экзальтированных и сопереживающих черт характер), реже встречаются акцентуации по одному типу (эмоционально-цикличные, экзальтированные, оптимистичные, демонстративные).

4. При проведении диагностики личности школьным психологом могут быть использованы результаты исследования как вспомогательный материал, свидетельствующий о наличии или отсутствии того или иного типа акцентуации характера.

5. Родителям и педагогам стоит учитывать распространенность акцентуаций характера для проведения профилактики патохарактерологического развития личности подростков, а также оказания помощи нормальной адаптации детей в современном обществе.

6. В результате исследования показана актуальность создания кабинета психологической разгрузки в школе.

Перспективы использования результатов работы

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов работы в организации воспитательного процесса психологами и педагогами школы. Результаты исследования могут быть полезны при составлении индивидуальных программ консультативной работы школьной психологической службы.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии ДЗМ».

Особое мнение

«При выполнении исследовательской работы я научился проводить психологическое исследование, составлять сравнительную характеристику полученных результатов, получил опыт в написании исследовательской работы. Всё это я смог воплотить благодаря проекту «Медицинский класс в московской школе»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *