Голуби на свадьбе – все об особенностях традиции

Зачем на свадьбе выпускают белых голубей?

Белые голуби на свадьбе — что значит эта красивая и романтичная традиция? Прежде чем заказывать на церемонию бракосочетания пару белых голубей, чтобы их выпустить — нужно узнать, что означет эта красивая и романтическая традиция.

Голуби — всем известно о преданности этих птиц к своему гнезду и своей паре. Кроме этого, согласно библейской легенде, именно голубь принес оливковую ветвь Ною, как благую весть об окончании Потопа. Он стал легендарным символом мира и новой надежды.

Археологами обнаружены фрески, на которых изображен выпуск голубей с вестью о начале царствования Фараона Рамзеса II. Уже ни одно тысячелетие во многих странах существовал обычай: в дни великих торжеств давать свободу невольникам.

Согласно наиболее распространенной версии, корни традиции выпускать на свадьбе белых голубей уходят в Италию. Именно там, еще в средние века, символом чистоты и невинности девушки считалась белая голубка, которую в день свадьбы девушка выпускала из клетки. Этот обычай означал, что девушка покидает родной дом, где она находилась в тепле и заботе, и начинает новую жизнь, где многое теперь придется решать ей самой. Как правило, этот обычай оплакивала мать девушки, отдающая ее в чужой дом. Существовали также специальные песни, которыми девушка сопровождала полет голубки. В них она просила у голубки найти теплое и уютное гнездышко, не потеряться во встречном ветре и благополучно добраться до нового дома.

Кстати, мало кто знает, что во многих европейских странах в средние века птиц не только выпускали, но и дарили в золотых или серебряных клетках предмету своего обожания. Это было равноценно обряду дарения кольца на помолвку. Птица в клетке символизировала желание мужчины заключить женщину в золотую клетку своей любви и заботы. И клетка в этом случае воспринималась не как рабство или подчинение, а как надежная крепость, защищающая девушку от внешнего мира. Чем красивее и говорливее была птица, тем ярче мужчина выражал свои чувства. Потому многие девушки могли обидеться или запросто посчитать оскорблением, получив вместо яркой канарейки соловья.

Однако обычай запускать птиц в небо в европейской традиции прижился более прочно. Потому сегодня голуби на свадьбу объединяют в себе и образ любви, и образ мира, и символ нового и лучшего начала. А их белоснежные крылья словно олицетворяют нежность, которая устремляется прямо в небо из двух любящих сердец.

В Древней Руси считалось хорошим знаком выпускать в небо птиц, однако это были не белоснежные голуби, а чаще соловьи. Этот обряд сулил счастье и удачу любому начинанию. Часто он соблюдался перед походами князей, после рождения первенца, перед важными событиями в жизни. Считалось, что если птица летит вверх, то все начинания обязательно увенчаются успехом. Однако если птица летит вниз и присаживается на ветку, значит, время для начинания выбрано неверно. Как правило, в этом случае принималось решение выбрать другое время для запланированного поступка. А после крещения Руси схожая традиция сформировалась во время празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, одного из главных праздников в православном календаре. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о грядущем рождении Иисуса Христа. В старину специально к этому празднику торговцы привозили на продажу тысячи птиц — преимущественно малиновок, чижей и зябликов. Однако, согласно обычаю, после литургии духовенство и дети выпускают на волю голубей — ведь именно в виде этой птицы являлся Святой Дух. Этот обычай был возрожден в 90-е годы и теперь совершается во многих храмах. Поэтому, запуская в небо голубей на свадьбе, молодожены не просто следуют моде, но и отчасти — продолжают древние традиции.

Выпускать голубей на свадьбе — это не просто красиво. Наряду с обычаем, согласно которому поймавшая букет невесты незамужняя девушка выйдет замуж следующей, с запуском голубей на свадьбе также связаны некоторые простые, но важные приметы:

  • Уже перед тем, как выпустить птиц, жених и невеста могут загадать желание. Если голуби сразу взлетят вверх, быстро набирая высоту, то желание обязательно сбудется.
  • Кроме того, считается, что если выпущенные голуби не разлетятся сразу в разные стороны, а полетят вместе, то и семейная жизнь у молодоженов будет долгой и счастливой.
  • Однако даже у летящих вместе голубей один, как правило, летит чуть впереди. С этим связана другая примета. Если первой оказывается птица, которую держал жених, то и первым родившимся в семье ребенком будет мальчик. Если в лидеры выбьется голубь невесты — то первенцем будет девочка. Чтобы облегчить задачу молодоженам и гостям, и не спутать голубей, то на лапку голубя жениха можно повязать голубую ленточку. Лапку голубя невесты помечают розовой лентой. Ну а если с земли так и не удалось выделить лидера — не расстраивайтесь, а просто ждите двойню!

Помните, что белоснежный голубь — не просто красивая птица, а, прежде всего, символ мира, счастья, любви и благополучия. Поэтому и свадьба с голубями организовывается не просто ради одного из запоминающихся моментов такого важного в жизни праздника. Голуби, выпущенные в небо, принесут счастье и удачу новорожденной семье.

Суеверия и приметы в Австрии: Крампус, черные кошки и волшебное 13‑е

Суеверия и приметы в Австрии: Крампус, черные кошки и волшебное 13‑е

Находясь на пересечении славянской, германской и романской культуры, протестантизма и католицизма, Восточной и Западной Европы, австрийцы впитали и переработали фольклор самых разных народов, а также создали множество собственных очень необычных поверий, традиций и демонических существ, в которых кое‑кто верит и поныне.

Таинственные духи

Многие представления о существах, населяющих величественные горы и сумрачные леса Австрии, родились еще в дохристианскую эпоху.

Один из самых известных за пределами Австрии персонажей народной мифологии – Крампус, рождественское чудовище, которому посвящено немало фантастических романов, фильмов и даже видеоигр.

Согласно поверьям австрийцев, Крампус – это демон с козлиными копытами и рогами, длинным языком и клыками. Он сопровождает на Рождество Санта‑Клауса.

Добрый святой приносит подарки хорошим детям, а Крампус наказывает непослушных. Часто он несет с собой цепи с подвешенными к ним колокольчиками, палку, березовые розги или корзину, в которую ловит шалунов, чтобы их съесть или забрать в преисподнюю. Крампусовы бега – жутковатая, но очень живописная часть австрийских рождественских традиций Поскольку считается, что это существо из языческой традиции, католическая церковь не раз запрещала изображения и карнавальные костюмы Крампуса во время празднования Рождества. Но традиция жива и поныне, а дедушки с бабушками нередко пугают Крампусом расшалившихся малышей.

С 5 на 6 декабря «Крампус» в карнавальном облачении рыщет по городкам и деревушкам Австрии. Обходная процессия пользуется огромной популярностью у туристов и местных жителей, которых пытается напугать злобный «дух». Во многих семьях костюмы Крампуса передаются из поколения в поколение.

Фрау Перхта (Берхта) – инкарнация древней богини из германского язычества или даже кельтских времен, которая покровительствовала женским ремеслам – ткачеству и прядению.

По народным верованиям, распространенным в некоторых землях Австрии, Перхта бродит по ночам на Святки, заглядывая в дома. Молодые девушки и служанки, которые усердно работали в течение года и успели напрясть достаточно пряжи, поутру найдут в башмачке серебряную монетку. Нерадивых же Перхта может страшно наказать.

Иногда Перхту изображают как прекрасную даму в белом, иногда – как уродливую старуху. А в регионе Понгау зимой организуют сразу две карнавальные процессии: с красивыми и уродливыми Перхтами (Schönperchten и Schiachperchten). Считается, что красивые маски привлекают благополучие, а уродливые отгоняют злых духов.

Во многих альпийских областях, особенно в коммуне Лангау, верят в Касмандля – горного духа. Этот седой и морщинистый старичок питается корнями, плодами и мелкими животными. Летом он оберегает стада коров, пасущихся на альпийских лугах, а осенью наведывается в опустевшие пастушьи хижины за ответными дарами. И плохо будет пастуху, пожалевшему для Касмандля хлеба, сыра или дров!

По древней традиции, пастушьи хижины должны пустовать для Касмандля с 11 ноября (фестиваль урожая Мартинмас) по 24 апреля (день св. Георгия). Весной, чтобы изгнать из хижин зимовавших там духов, устраивается красочная процессия, участники которой, одетые в национальные костюмы, создают настоящую какофонию звуков: по легенде, Касмандль боится шума.

Приметы и суеверия

Конечно, сегодня для большинства австрийцев карнавальные процессии – это развлечение и способ привлечь туристов, а в реальность языческих духов и демонов никто не верит. Согласно опросу Зальцбургского института фундаментальных исследований, 46% мужчин и 34% женщин в Австрии придерживаются научного мировоззрения.

Тем не менее общеевропейские суеверия и приметы в Австрии достаточно стойки и по сей день. Каждый второй австриец убежден, что четырехлистный клевер приносит удачу, а 37% уверены, что в пятницу тринадцатого важных дел лучше не начинать. 20% считают плохими предзнаменованиями разбитое зеркало или черную кошку, перебежавшую дорогу слева направо. Черная кошка сулит неудачу, но только если она перебегает дорогу слева направо Кроме того, 39% женщин и 22% мужчин считают, что падающая звезда исполняет желания, а 25% респондентов уверены, что случайно найденная подкова обязательно принесет счастье.

Так же, как и в России, австрийцы считают дурной приметой поздравлять именинника заранее, а заслышав первое в году кукование кукушки или завидев молодую луну, трясут бумажником или бренчат монетами – к деньгам. Наконец, как и в России, похваставшись своими успехами, можно их «сглазить». Чтобы этого не произошло, нужно постучать по дереву.

Но есть в Австрии и специфические суеверия. Вот некоторые из них:



    Нельзя рассказывать другим приснившийся сон до того, как выпьешь стакан воды – это принесет неудачу.

  • Нельзя чихать, глядя на молодую луну. Дурной приметой также считается чихать перед завтраком.
  • Считается, что неудачу приносит встреча с человеком, у которого есть белая лошадь, белая корова, белая кошка или белый зонтик.
  • Входя в дом, нельзя переступать порог левой ногой – это к несчастью.
  • Свадебные традиции

    Как и в любой другой стране, свадьба в Австрии издавна считалась важнейшим событием в жизни человека. А потому неудивительно, что для всех этапов бракосочетания, от сватовства до обмена кольцами, имелись свои ритуалы, традиции и приметы, многие из которых актуальны до сих пор.

    Например, сватались от лица жениха всегда его ближайшие родственники или друзья, которые и вели переговоры с семьей невесты. Отправляясь на сватовство, следовало внимательно смотреть по сторонам: встреча со слепым, монахом или беременной женщиной сулила неудачу, тогда как козы, голуби и волки почитались вестниками успеха.

    Так же, как и в других европейских странах, в Австрии жена в 90% случаев после свадьбы берет фамилию мужа. Однако, согласно австрийским суевериям, брак будет несчастливым, если фамилии мужа и жены начинаются на одну букву. Кроме того, невесте до брака не рекомендуется упражняться в написании своей новой фамилии. Чтобы брак был счастливым, молодоженам приходится учитывать множество традиций и суеверий Выбор даты бракосочетания в Австрии – непростое дело. Хотя большинство людей во всем мире предпочитают заключать браки в субботу, в Австрии свадьбы в этот день редки – он считается крайне неудачным, как и пятница (в особенности 13‑е число).

    Традиция объясняет, почему нельзя жениться в конце недели: «Понедельник – к богатству, вторник – к здоровью, среда – лучший день, четверг – к убыткам, пятница – к крестам, суббота – худший день».

    Огромное количество суеверий связано с выбором свадебного платья. По традиции невеста не должна участвовать в его создании – наряд выбирают подружки, которые и заказывают платье у портного.

    Конечно, жених до свадьбы не должен видеть невесту в платье. И сама невеста не должна примерять полностью готовый наряд – это сулит несчастье в браке. Поэтому последний стежок нередко делают лишь перед самым выездом невесты на церемонию. Важное значение имеет вуаль: считается, что она оберегает новобрачную от злых духов.

    Чтобы привлечь удачу, перед выездом на церемонию невеста должна посмотреться в зеркало. Однако лишь один раз: вернувшись к зеркалу повторно, можно спугнуть счастье.

    Конечно, ни одно бракосочетание не обходится без цветов. Здесь есть свои предрассудки. Так, нежелательным считается сочетание красных и белых цветов – они предвещают кровь и болезни. А бутоньерка в петлице жениха должна быть того же цвета, что и букет невесты – эта романтическая традиция восходит к временам рыцарей, которые носили цвета своих дам.

    Маршрут свадебного кортежа окружен своими суевериями. Самый счастливый знак для новобрачных – увидеть по дороге трубочиста. Многие австрийцы даже специально нанимают трубочистов для присутствия на свадьбах. Благоприятными знаками на пути на церемонию также считаются пауки, кошки и радуга.

    Свое значение в момент бракосочетания имеет и погода: облачность знаменует неспокойное будущее, а вот снег, напротив, служит предзнаменованием богатства, семейного счастья и плодовитости.

    Первая покупка после заключения брака говорит о том, кто будет главным в семье. Поэтому сразу после церемонии невеста обычно «покупает» у одной из подружек какую‑нибудь мелочь (булавку, платок ).

    Заключение

    Некоторые австрийские традиции могут показаться странными, однако то же самое можно сказать о суевериях и предрассудках любой другой страны. Красочные карнавальные процессии, имеющие истоки в языческих временах, милые бытовые приметы и романтические свадебные ритуалы – все это является неотъемлемой частью австрийского менталитета и, безусловно, лишь украшает Австрию в глазах туристов.

    Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с необычными приметами, суевериями и предрассудками в Австрии? Поделитесь своим опытом в комментариях! А также не забудьте подписаться на нашу рассылку, в которой предлагается самая актуальная и интересная информация об австрийских традициях, о культуре и национальных особенностях страны.

    Традиция выпускать голубей на свадьбе

    История появления свадебной традиции выпускать голубей

    В большинстве исторических источников указано, что обычай выпускать птиц в небо в свадебный день пришел к нам из солнечной Италии, славящейся строгими нравами. Каждая юная итальянка в день своей свадьбы давала белокрылой птице свободу. Это становилось символом начала самостоятельной жизни, свободной от родителей.

    Девушка, которая вступает во взрослую жизнь и покидает дом своих предков, похожа на птицу. Свободная от опеки матери и отца, она начинает новую жизнь, в которой ей придется заботиться о своей новой семье. Сразу после бракосочетания молодая женщина начинает вить семейное гнездо, старается окружить своего мужчину любовью и заботой. С появлением детей ее забота распространяется не только на мужа, но и на отпрысков.

    Современная трактовка традиции

    Обычай выпускать голубей на свадьбе практически не поменялся. Однако теперь не только невеста, но и жених принимает участие в небольшом ритуале. Белые птицы, быстро поднимающиеся ввысь – один из самых ярких и волнительных мгновений не только для молодоженов, но и для их гостей.

    Благодаря этому обычаю молодожены испытывают массу положительных эмоций. Выпуская на свободу голубей, новобрачные могут загадать желание, которое без сомнений должно исполниться. Свадебные птицы, обретя свободу, должны принести мужу и жене счастье в их начавшейся совместной жизни.

    Голуби на свадьбе – символ благополучия

    Существует множество примет, касающихся свадебного обычая освобождать голубей. С ранних времен считалось, что подаренная птице свобода является хорошим началом семейной жизни. С той поры мало что поменялось, и голуби по-прежнему считаются символом мира и единства.

    Для каждой новой пары этот обычай становится важным моментом не только в свадебном дне, но и в партнерской жизни. Символично, что выпуская из рук птиц, и невеста, и жених, говорят «прощай» прошлой холостой жизни.

    Приметы, связанные с голубями:

    • Жизнь молодой пары будет долгой, если выпущенные на волю голуби долго летят рядом.
    • С помощью голубей на свадьбе можно узнать пол малыша, которых родится у молодоженов. Для этого нужно привязать к птице, которую выпустит невеста, розовую ленточку, а к голубю жениха – голубую. Чья птица взлетит выше, тот пол ребенка и можно ожидать в будущем.

    Плюсы и минусы обычая

    Традиция выпускать голубей на свадьбе имеет много плюсов, однако недостатки у красивого ритуала также имеются. Чтобы не испортить ни минуты свадебного дня, следует тщательно обдумать все за и против.

    В пользу проведения ритуала по выпуску голубей говорят торжественность и красота момента, когда птицы взлетают в небо, обретая долгожданную свободу. Жениху и невесте гарантированы позитивные эмоции, ведь общение с птицами дает незабываемые ощущения: чувство спокойствия, умиротворения и любви. Все гости, присутствующие на церемонии, также не останутся равнодушными к зрелищу. Выпуск голубей приковывает к себе взгляды окружающих, вызывает восторг и настраивает на романтический лад.

    Кроме памяти о прекрасном дне, у молодоженов остаются эффектные фотографии с голубями. Профессионал способен передать на снимках атмосферу любви и радости, которую испытывают молодожены, выпуская птиц на свободу. Очень важно подгадать момент и отпустить голубей одновременно. Тогда фотографии получатся по-настоящему интересными.

    К недостаткам красивой свадебной традиции можно причислить ее популярность. Когда в наших краях только появилась идея выпускать голубей в небо на свадьбе, это было неординарно. Теперь многие молодожены отказываются от обычая, желая, чтобы их торжество отличалось от других. Будущий муж и жена пытаются привнести в обычай что-то новое, например, вместо голубей отпускать в небо связку воздушных шаров, небесный фонарик или даже бабочек.

    Иногда кто-то из молодоженов не может справиться с эмоциями и неприязнью к голубям. Эмоциональное состояние жениха и невесты имеет большое значение, поэтому в этом случае лучше отказаться от данной традиции.

    Следует помнить о том, что птицы, кружащие над молодоженами и гостями, могут испачкать одежду. Для некоторых пар это становится минусом церемонии, поэтому они решают забыть о свадебной традиции выпускать голубей. Данная проблема успешно решается в компании, услугами которой решили воспользоваться молодожены. Голубей, которых пара будет выпускать в день свадьбы, специально не кормят за сутки до бракосочетания.

    Красивые белоснежные птицы могут подарить много положительных эмоций в свадебный день, а красивые фотографии будут всю жизнь напоминать об этом событии. Позвольте себе ощутить любовь и подарить свободу птице, которая принесет вам удачу в семейной жизни.

    Альберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер

    13 армянских свадебных традиций.

    На сайте «Среда обитания» увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян — молодой талант из армянского города Иджеван.

    Очень интересные обычаи. некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

    1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.

    2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

    В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

    3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.

    Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

    4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

    Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

    5. Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.

    В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е — начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

    6. Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева.

    Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

    7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.

    В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

    8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

    Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

    9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.

    Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

    10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

    В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

    11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.

    Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

    12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.

    Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

    13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

    Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

    Альберт Габриелян. «Cвадьба в с.Ванк». Нагорный Карабах.

    Голуби на обед и другие традиции древних фараонов, которые остались в жизни современных египтян

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Дибла — не простое украшенье

    Дибла – так называется в Египте обручальное кольцо. И именно в Древнем Египте зародилась традиция носить обручальные кольца. У древних египтян круглая форма колец символизировала вечную любовь между супругами, а отверстие в кольце – ворота в иной мир. Со временем эта традиция вышла далеко на пределы Египта и практикуется сегодня практически во всём мире.

    Субуъ — родины по-египетски

    Так египтяне и сегодня называют обряд, который проводят спустя неделю после рождения ребёнка. Новорожденного помещают в специальную люльку и раскачивают. Приглашённые женщины издают громкие улюлюкающие звуки, которыми в Египте традиционно выражают радость, в комнате раскуривают благовония, а новоявленная мама должна перешагнуть над ребёнком 7 раз.

    О том, что такой же ритуал совершали и древние египтяне свидетельствует изображение обряда «субуъ» на стене храма Хатхор в Дендере.

    Арбаъин — поминки

    Ещё один обряд из жизненного цикла египтян так называемый арбаъин – это поминки по умершему, которые проводятся на 40-ой день после его смерти. Сегодня многие люди связывают этот обряд то с христианством, то и исламом, но существуют точные доказательства того, что этот обряд сохранился со времён фараонов.

    Объяснение довольно простое – процесс мумификации тел умерших в Древнем Египте длился 40 дней. Древние египтяне верили, что каждые 10 дней человек, который умер находится под покровительством одной из четырёх главных богинь — Изис, Нэфтид, Нэйт, Серкет. А по истечении этого срока умерший окончательно переходит в мир иной. Этот процесс подродно описан в древних гробницах упомянутых богинь.

    Праздник Шам эн-насим: Когда яйца красят даже мусульмане

    Название этого праздника дословно переводится как «дуновение весеннего ветра». По сути, это праздник начала весны. В это день египтяне семьями выбираются на пикники и едят фисих – гнилую рыбу. Этот обряд дошел до наших дней с фараоновских времён, когда в начале весны древние египтяне подносили богам плодородия дары – лук, салат и фисих.

    Еда для молодожёнов

    У древних египтян было принято, чтобы семья невесты перед свадьбой заполняла дом молодожёнов едой на несколько месяцев вперёд. Считалось, что это укрепит супружеский союз.

    И сегодня многие египетские семьи практикуют этот обычай: перед тем, как жених заберёт невесту в свой дом, её родственники за неделю привозят то, что русские назвали бы приданным – одежду будущей жены, мебель (о которой договорились перед свадьбой), продукты и фрукты.

    Кто у египтян «абу», а кто «омму»

    У египтян и сегодня существует древняя традиция называть людей по именам их старших сыновей: отец Ахмеда, мать Ахмеда- абу Ахмед, омму Ахмед. Историки утверждают, что корни этой традиции уходят во времена фараонов и в качестве доказательства этого приводят тот факт, что подобные имена находят даже в их гробницах

    Поэтому приезжая в Египет не стоит удивляться, если вместо своего привычного имени услышишь, например, мать Ивана.

    Если в семье нет сыновей, только дочки, то родителей будут звать по имени старшей дочери. Если же в семье нет детей, то женщину, как правило, называют по имени мужа (египтяне не любят при чужих произносить имена своих жён) – мадам Мохамед.

    А ещё словами «абу» и «омму» египтяне могут выражать своё отношение к человеку — Абу ль-хайр – отец добра, то есть добродетельный человек. Или же давать прозвища — абу наддАра – отец очков, или по-русски очкарик. Кстати, сами египтяне очень любят свою страну и называют её Омму д-дУнья, что означает мать мира.

    Голуби – это вкусно

    Каждая уважающая себя египетская хозяйка имеет свой уникальный рецепт приготовления голубей. Историки утверждают, что разведением голубей занимались ещё 3000 лет назад. В пищу их употребляли даже фараоны, о чём свидетельствуют рисунки на стенах гробниц.

    По другой версии голуби шли в ход в особо тяжёлое и голодное время, когда и голубь становился настоящим сытным лакомством.

    В наши дни «голубиным сезоном» в Египте считается зима. В этой время птицы хорошо откормлены. Современные египтяне считают голубей настоящей «виагрой». Поэтому перед первой брачной ночью на столе у молодожёнов обязательно есть фаршированные голуби.

    В российских широтах тоже можно попробовать это блюдо. Вот только ловить на улице голубей не стоит. Лучше отправиться в ближайший супермаркет за перепелами и приготовить их по древнему фараоновскому рецепту, которым делится с вами белоруска, которая уже много лет живёт в большой египетской семье.

    БОНУС: Рецепт приготовления фаршированных голубей

    Ингредиенты:
    — голуби (перепела) — 4 шт
    — голубиные потрошка (печень, сердце не выбрасываем, пригодятся)
    — 4 головки лука среднего размера

    Тушки голубей вымыть, оставить на 20 минут в воде с уксусом и ещё раз помыть с добавлением соли. Лук измельчить на крупной тёрке и тушить на растительном масле. Через 10 мин добавить соль, зиру, чёрный перец, голубиные потроха и тушить до готовности. Зафаршировать птиц, зашить или скрепить зубочисткой.

    В кастрюлю налить растительное масло (на дне) и хорошенько разогреть, добавить 2-3 шт. кардамона и 2-3 шарика мастики, а затем аккуратно положить голубей и обжаривать со всех сторон примерно 5 минут. Затем добавит воду и варить до готовности минут 30. Когда вода с голубями закипит, добавить соль и лавровый лист. Перед подачей на стол поставить в духовку на 15 минут или обжарить на сковороде. Подаются голуби с рисом и с традиционным зелёным супом молохией.

    Еще год назад над такими суевериями все только посмеялись бы. Но сегодня многие уверены, что 59 древних египетских саркофагов, обнаруженных и открытых совсем недавно , представляют для мира реальную угрозу.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *