Немецкий национальный костюм

Народный костюм Германии

Германские племена — тюринги, алеманны, саксы, бавары занимали в древности территорию от Северного до Балтийского морей и от берегов Рейна до Вислы и Дуная. Они населяли немецкие государственные образования в составе Священной Римской империи. В период Реформации и Тридцатилетней войны Германия была раздроблена на множество отдельных княжеств, королевств и государств. Только в XIX в. одно из них — Пруссия — объединило все немецкие земли в единую Германию.

Мода второй половины XVIII в. во многом отражена в народной одежде немцев, причем огромное разнообразие видов костюмов в различных местностях, городах и даже деревнях — следствие изолированности областей (земель) Германии, бывших когда-то отдельными государствами. Надо отдельно отметить и яркую индивидуальность немецких сербов, проживающих в долине реки Шпре, на востоке страны — в земле Нидерлаузиц (Нижняя Лужица). Этот народ сохранил не только свое славянское самосознание, но и неповторимые, поразительно красивые костюмы.

Женский костюм

Юбки и фартуки. Костюмы немок, живших на севере Германии, на побережье Балтийского моря, были похожи на костюмы жительниц Скандинавского полуострова и Дании. Здесь любили оттенки голубого и островерхие головные уборы. В северной земле Померании одежду шили из дорогих тканей, предпочитали яркие цвета, пестрые сочетания. Банты, ленты, цветастые шали украшали костюмы жительниц Пирицера и Вайцаккера с пышными плиссированными и довольно короткими красными юбками с зеленой или голубой полосой, идущей по подолу. Даже женщины пожилого возраста носили здесь несколько шалей и юбок одновременно. В Гамбурге и Бергедорфе (земля Фирландер) поверх юбок надевали оригинальные синие или полосатые фартучки на кокетках в сборку контрастного цвета.

На северо-востоке Германии, в земле Бранденбург (западнее Берлина), красные или черные юбки были уже не так широки: их носили с синими фартуками на лямках либо с маленькими черными фартучками с красной окантовкой. А черные пышные юбки лужицких сербок полностью были скрыты под белыми кружевными фартуками.

В центре Германии, в земле Брауншвейг, фартуки завязывали спереди длинными лентами. Их вышивка всегда контрастировала с цветом фартука, например, бело-синие ленты развевались на фоне полосатого фартука, бордово-золотые — на фоне зеленого. В Гарце желтые ленты свисали на длинный белый фартук, вышитый желтыми нитями. В старинной земле Гессен юбки были короткими, чуть ниже колен, и необыкновенно широкими (под них надевали несколько нижних юбок, а самая нижняя — узкая — кокетливо выглядывала из-под верхней).

Костюмы западных земель отличались дорогими тканями. В Нижней Саксонии (бывшее княжество Шаумбург-Липпе), в городах Линдхорст и Бюккебург, длинные юбки и фартуки шили из бархата и узорчатой парчи. В Оснабрюкке (Вестфалия) поверх белых юбок в праздник надевали фартуки из шелка, украшенные длинной бахромой. В горах Шварцвальда, на юго-западе страны (земля Вюртемберг), цвета фартуков могли быть самыми разными: зелеными, голубыми, оранжевыми, вишневыми, светло-коричневыми, черными, белыми.

Дирднл — традиционный костюм жительниц Баварии (юго-восток Германии, на границе с Австрией). Дирднл состоял из белой блузки с короткими рукавами-фонариками, юбки с фартуком и безрукавного корсажа со шнуровкой — лайбли (буквально «до талии»). Шаль носили с дирднлом, заправляя за вырез корсажа, который мог быть и с рукавами. В Ингольштадте его шнуровали цепочками с подвесками и монетками. Рукава у плеча собирали изящными буфами в несколько рядов. В Айхахе (Верхняя Бавария) жесткий золотой край делал высокий корсаж похожим на панцирь. На севере Германии, в Бергедорфе, корсаж имел глубокий вырез в форме сердца, который прикрывала вставка-нагрудник, богато расшитая цветными шерстяными, серебряными и золотыми нитями. А глядя на девушек из Швальма (центральная земля Гессен) в красных шнурованных корсажах и пышных юбках с выглядывающими из-под них озорными кисточками подвязок, невольно вспоминаешь сказки братьев Гримм. В Германии соблюдались и возрастные отличия: девушки носили одежду красного цвета, молодые женщины — зеленого, имеющие детей — фиолетового, а пожилые — черного.

Кокетка хальсбанд (буквально «шейные оковы») или хансмантель (буквально «шейное прикрытие») произошла от средневекового воротника голлер. Бывшая раньше съемной деталью костюма, прикреплявшейся к корсажу четырьмя лентами, позже она соединилась с ним в одно целое. Эту декоративную деталь женских костюмов многих областей Германии шили из бархата или шелка и покрывали цветной вышивкой. В юго-западной земле Вюртемберг хальсбанд украшали зеленой каймой с розетками из лент и носили с ярко-красным корсажем. Привлекающей внимание частью костюма часто был и воротник блузы. В Брауншвейге и Бранденбурге он имел форму старинных брыжей. В ШаумбургЛиппе воротник из тонкого кружева был трехслойным. А сербские крестьянки из Хоцейсбиттера (Нижняя Лужица) выглядели величественными королевами благодаря необыкновенно пышным плиссированным кружевным воротникам.

Головные уборы. Маленькие чепцы немок завязывались длинными лентами под подбородком. Швабский чепец — часть старинной «баремской» одежды — (земля Баден) делали из шелковых черных лент с расшитым золотом бархатным донцем. А поверх очаровательного гутахского чепца из камки (шелка с разводами) и прозрачной вуали замужние жительницы Шварцвальда (юго-запад Германии) носили соломенную шляпу «с шариками». На ее плоские, залитые гипсом поля, как на блюдо, укладывали большие черные шерстяные помпоны (на девичьих шляпах они были ярко-красного цвета). В местечке Прехталь (Рейнская область Бадена) женщины на чепец с длинными концами, спускающимися по спине, надевали лакированный соломенный цилиндр.

В соседнем городе Ротвейле большой головной убор радхаубе (буквально «чепец-колесо») представлял собой собственно чепец, на котором укрепляли круглый шелковый гребень, расшитый золотом и синелью (бархатным шнуром). В Швальме на уложенную на темени косу — шнатц водружали бетцель — забавную шапочку в виде чашечки с наушниками из лент, оставляющую затылок открытым. Не менее оригинальным был головной убор округа Люнебург (провинция Ганновер): подобная острию пики верхушка венчала маленький чепецнаколку, укрепленный на макушке, а его огромный бант спускался с затылка почти до низа юбки. Форму тарелки имела соломенная шляпа с вдавленной внутрь тульей, которую женщины Бергедорфа (Фирландер) надевали на чепец с торчащим в стороны жестким черным бантом. В городе Веймаре (Тюрингия, центр Германии) популярностью пользовались чепцы с большими черными бантами (подобные носили и женщины французского Эльзаса). В Шаумбург-Липпе такие банты были просто громадными. Не менее внушительно выглядела лапа — головной убор лужицких сербок из Шпревальда. Он состоял из сложной каркасной конструкции, покрытой ситцевыми платками светлых тонов. Головы невест земель Бадена и Вюртемберга украшал шаппель — прелестный веночек из живых цветов, лент и бисера.

Украшения и аксессуары. Среди немок, живущих на северофризских островах (северная земля Фрисландия), были популярны металлические кованые массивные цепи с подвесками, нагрудники, декоративные застежкишарики, украшенные филигранью. Женщины Шаумбург-Липпе питали пристрастие к крупным брошам, пряжкам, ожерельям, а также к перчаткам, вышитым бисером. А в Пирицере и Вайцаккере (Померания) даже чулки расшивали цветными узорами.

Мужской костюм

Во многих немецких землях мужчины носили короткие куртки. В Фирландере края и низ рукавов суконных курток обшивали большим количеством мелких серебряных пуговиц. Под курткой по будням носили синий жилет, а в праздники — двубортный красный. Рыбаки с острова Рюген в Балтийском море носили двубортную куртку и полосатый шерстяной жилет.

Очень живописным был праздничный крестьянский костюм жителей Швальма (земля Гессен). Он состоял из синей куртки и вышитого жилета, из-под которого выглядывал высокий стоячий вышитый воротник еще одного жилета контрастного цвета. На шею повязывали шелковый платок с вышитыми золотом уголками.

Любимым цветом праздничных жилетов немцев был ярко-красный. В Вюртемберге такие жилеты украшали оловянные пуговицы-шарики. На юге Германии, в районе Зеккингена, а также в Шварцвальде и Верхней Баварии, вместо жилета носили безрукавку с застежкой на одном боку и плече. Эта средневековая одежда, окантованная черным бархатом, именовалась нагрудный платок. Баварцы до сих пор по праздникам носят коричневые куртки с зелеными лацканами, сшитые из непромокаемой шерстяной ткани лоден, а из-под их зеленых жилетов виднеется поперечная планка узорчатых подтяжек.

Брюки. Из всех немцев только рыбаки с острова Рюген носили белые полотняные недлинные и широкие штаны. Повсеместно же популярностью в Германии пользовались бриджи из желтой и светлой козлиной или лосиной кожи. В Гамбурге к черным суконным бриджам, украшенным спереди вышивкой и серебряными пуговицами, надевали бордовые чулки. Обычно чулки были белого, голубого или черного цветов. С бриджами носили высокие черные сапоги или ботинки. В Шаумбург-Липпе брюки были длинными и черными. А кожаные или замшевые шорты ледерхозен с вышитыми монограммами и вензелями, с откидным передом стали подлинным символом Баварии. Их носили с короткими, вязаными без ступней гетрами и тяжелыми шипованными ботинками.

Верхняя одежда немцев — длинные сюртуки на подкладке контрастного цвета (праздничные — красного). В Померании синие двубортные сюртуки с красными отворотами покроем напоминали военную униформу. В земле Бранденбург они не имели воротников. В Ганновере сюртуки были всегда черного цвета. В Верхней Баварии темно-синие сюртуки с широкими лацканами и высоким стоячим воротником делали на светлой подкладке. Чаще всего сюртуки шили из сукна, иногда, как в Бадене, — из бархата, а кроме того, они могли быть из белого полотна (одежда такого цвета означала, что ее хозяин холост). Старинная парадная одежда — черный сюртук для причастия сохранялся в Швальме до первого десятилетия XX в. Его носили с большой двууголкой и гамашами.

Головные уборы немцев были разнообразными по форме: цилиндры, широкополые шляпы, маленькие тирольские шляпы с покатыми полями (это было знаком холостяка; у семейного мужчины поля шляпы были заломлены кверху). Жители Баварии украшали свои шляпы кисточками из шерсти серны. Оригинальные маленькие круглые шапочки из черной кожи носили в городке Бетцинген, в Шварцвальде. Зимой немцы надевали меховые шапки. В Швальме синие вышитые шапки из бархата отделывали мехом выдры.

Национальные немецкие костюмы

Свой сегодняшний вид национальные немецкие костюмы приобрели не сразу. С течением времени добавлялись или убирались какие-то детали. Основной образ сложился приблизительно к 16 веку.

История

Вначале одежда крестьян была во многом схожа с костюмами жителей города. Изображения людей 15 века показывают, что господа одевались скромно, их гардероб не во многом отличался от вещей прислуги. Главные отличия заключались в качестве ткани, ее цвете и возможности носить элементы гардероба, украшенные мехом. Господа также могли позволить себе украшения.

Начиная с 18 века люди смогли при пошиве одежды использовать черное и белое кружево. В качестве ткани крестьяне пользовались лоденом. Лоден – теплая ткань, которая изготавливается из шерсти и славится своей водонепроницаемостью.

До 19 столетия Германия была раздроблена, это обусловило то, что костюмы разных федеративных земель, несмотря на то, что имеют общие черты, очень различаются.

Так сложилось, что немецкие национальные костюмы, фото которых представлены в статье, указывают на возраст, статус, профессию, семейное положение. Орнамент, если он присутствует, способен даже указать на то, сколько у человека детей.

Что относится к этническому костюму

На протяжении нескольких столетий к национальной одежде относятся:

  • накидки;
  • куртки с мехом;
  • платки;
  • соломенная или деревянная обувь.

Платки и воротнички выполнялись с добавлением красного цвета, так как считалось, что он является оберегом.

Наиболее частые материалы для пошива вещей – шерстяная ткань, кожа и лен.

Что оказало влияние на внешний вид одежды

На национальные немецкие костюмы большое влияние оказали географические особенности местности, веяния моды, исторические события.

Сильно сказались на внешнем виде одежды климатические условия:

  1. В теплой, равнинной местности преобладали изделия изо льна.
  2. Живущие в горах люди использовали в качестве материала толстое сукно.
  3. Те немцы, которые жили в более сухом климате, чаще всего в предгорьях, предпочитали плетеную обувь из соломы, овса.
  4. Из-за дождливой погоды на побережье людям приходилось носить обувь из дерева или кожи.

Почему так популярна национальная одежда

Немцы – нация, которая чтит свои традиции, историю. У них носить такую одежду считается признаком изысканного вкуса.

Еще одна причина – этническая одежда имеет сильную поддержку сверху. Представители наиболее высоких слоев общества федеративной земли Баварии с удовольствием носят национальные костюмы. Для них это предмет гордости.

Эта одежда продолжает развиваться. Если раньше при пошиве использовались лишь натуральные материалы, то сегодня модельеры могут позволить себя эксперименты с выбором ткани.

По сей день народный костюм остается объектом, который продолжают детально изучать.

Разновидности национального костюма

Называется традиционная одежда Tracht. Название произошло от глагола «tragen», который переводится «носить». Так называют национальный костюм и для женщин, и для мужчин. Если речь идет лишь о женской одежде, то она будет носить название Dirndel.

Национальные немецкие костюмы, как и одежда других культур, делятся на женские и мужские. Есть костюмы, которые шились для повседневных случаев и для праздников. Также существует национальный немецкий костюм детский.

Кроме того, необходимо учитывать, что имеются зимние и летние варианты одежды.

Мужские костюмы

Так сложилось исторически, что мужчины раньше начали отказываться от этнической одежды.

Национальный немецкий мужской костюм содержит следующие элементы:

  • жилет;
  • пиджак в летнем варианте и куртка в зимнем;
  • брюки.

Если рассматривать современный народный костюм, то брюки часто заменяют кожаные штаны.

Сейчас штаны короткие, но шить их такой длины не всегда было традицией. В 19 веке из Парижа на немецкие земли пришла мода на длинные брюки. Они были не только длинными, но и широкими. Только через годы стало популярным носить шаровары. Раньше с короткими штанами носили чулки. Материал для их изготовления на протяжении времени менялся, как и внешний вид и узоры. Вначале можно было носить синие, серые или белые чулки из шерсти. На сегодняшний день мужчины, надевая народный костюм, выбирают только белые чулочные изделия.

Раньше, как и сейчас, большое значение уделялось выбору шляпы. Сложно было представить, что мужчина появится в обществе без головного убора. Даже в столь любимых пивных шляпу не снимали.

В Баварии, где влияние традиций наиболее сильное, принято было носить головной убор зеленого цвета, украшенный орлиным пером.

Женские костюмы

Немецкий национальный костюм женский, который носит название Dirndl, сначала рассматривался как рабочая одежда прислуги. Затем это название закрепилось за всей женской одеждой.

Dirndl включает в себя:

  • Белая блузка. Если это праздничный вариант, то рукава будут широкими.
  • Сарафан, который состоит из корсета и широкой юбки. Если это вариант для повседневной жизни, то корсет будет на застежках, если для торжественных мероприятий – то на шнуровке.
  • Фартук, который обычно шьют из пестрой ткани.

Юбка сарафана имеет много складок, что напоминает формы Ренессанса. Материал, который наиболее часто использовался для пошива сарафана, – шерсть. Немного реже для этого служили лен и шелк.

Передник – один из важнейших атрибутов костюма

Передник шьется так, чтобы его длина была короче, чем юбка сарафана. Обычно это изделие собрано так, чтобы получались крупные складки.

Ассортимент фартуков достаточно велик: встречаются однотонные изделия, полосатые, с вышивкой. Для их пошива используют лен, хлопок и шелк. Часто можно увидеть передники с отделкой лентами и кружевом.

Если посмотреть на передник, то по тому, как он завязан, можно определить семейное положение женщины:

  1. Если фартук завязан на бантик справа, это значит, что женщина замужем или помолвлена.
  2. Если бант находится слева – барышня свободна.
  3. Если узел посередине – то здесь значение зависит от федеративной земли: в некоторых это обозначает, что девушка целомудренна, в других – что она готова к различным знакомствам.
  4. Если передник завязан сзади, то это может иметь два значения: либо женщина вдова, либо она просто работает официанткой.

Дополнительные элементы женского костюма

Кроме основных элементов, национальный немецкий костюм для женщин содержит также дополнительные:

  • жилеты;
  • корсажи;
  • жакет;
  • пальто.

Разновидностей корсажей и жилетов более 100, они менялись на протяжении времени. Основная часть из них черные, имеющие вышивку серебром или золотом.

В летнем варианте платья рукава рубашки могут быть различной длины.

Расклешенное пальто и жилет из шерсти дополняют зимние варианты костюма.

Аксессуары

Женский костюм предполагает наличие аксессуаров. Наиболее распространенные:

  • черные туфли с пряжкой;
  • яркий платок;
  • сумочка;
  • украшения для шеи.

Очень редко образ может дополнять шляпка. На сегодняшний день большая редкость встретить даму с головным убором, хотя раньше нельзя было ходить с непокрытой головой. Такое поведение себе могли позволить лишь очень юные девушки.

Немецкий национальный костюм для мальчика

Мальчиков часто наряжают в народную одежду. Они надевают бриджи, зачастую на подтяжках, рубашку, жилет и башмаки. А чтобы мальчик смотрелся более интересно и традиционно, он надевает также шляпу с пером.

Национальный немецкий костюм для девочки: фото

Одежда девочек во всех атрибутах повторяет наряды взрослых барышень. Они носят сарафан или юбку с жилеткой, рубашку и передник.

Немецкий национальный костюм для девочки выполнен в ярких цветах, зачастую украшен кружевом.

Свадебный национальный костюм

С давних времен заложено, что невеста должна выходить замуж в лучшем наряде. В сельской местности на торжество надевали национальный костюм из грубой ткани, который был украшен вышивкой. В городах предпочтение отдавалось боле простым, строгим сарафанам, которые могли подчеркнуть фигуру.

В федеративной земле Бавария до сих пор сохранилась традиция надевать на свадьбу народный костюм. К наряду добавляется букет невесты, который затем долгие годы хранят в семье.

Баварский национальный костюм

Бавария – это федеральная земля, где человека в национальном костюме можно встретить повсеместно.

Предметы одежды каждого региона Баварии (Альгои, Нижней Баварии, Верхней Баварии) имеют свои отличия, которые выражены выбором цвета, вышивки и украшений. Все традиции из года в год соблюдаются.

Особенно важно прийти в народной одежде на один из важнейших праздников – Oktoberfest. Это время ярмарок, гуляний и празднеств. Толпы туристов со всего мира ежегодно стремятся посетить в это время Германию.

Зачастую туристы хотят не только примерить национальные немецкие костюмы, но и купить их, чтобы иметь возможность лучше проникнуться атмосферой праздника, прочувствовать быт баварцев. Индустрия выпуска одежды хорошо на этом зарабатывает, особенно во время праздников. Для туристов изготавливаются более дешевые варианты. При необходимости одежда шьется под заказ.

Национальный костюм Баварии является одним из лучших подарков, которые можно привезти из Германии.

Настоящий немецкий национальный костюм стоит очень дорого. Средняя его цена равняется 600–800 евро. Купить его можно в Германии, там же шьют национальную одежду под заказ.

Костюмы, которые шьют для туристов, и те модели, которые можно купить в России или других странах, не совсем можно отнести к эталонам этнических нарядов. Эти изделия стоят на порядок дешевле, например, в России можно купить такой костюм за 3000-8000 рублей.

Ознакомившись с атрибутами этнической одежды, можно сшить национальный немецкий костюм своими руками. Для этого лучше всего, как и заложено традицией, выбирать только натуральные ткани. Глубже узнав о цветовой символике, можно сшить изделие, которое будет соответсвовать правилам создания народных костюмов.

Ни в какой другой европейской стране не осталось традиции постоянно носить национальную одежду. Только здесь можно увидеть, как самобытный костюм, черты которого складывались на протяжении веков, носят в повседневной жизни. Даже те жители федеративной земли, которые не носят такую одежду постоянно, все равно обязательно имеют у себя народный костюм и гордятся его богатой историей и красивым внешним видом.

Немецкий национальный костюм

Национальная одежда, которая синонимична культуре страны. Dirndl-Gwand включает в себя белую блузку, сарафан, состоящий из корсета на застёжке и очень широкой юбки, и пёстрый фартук. Традиционные немецкие юбки. Мужская национальная одежда (костюм).

  • посмотреть текст работы «Немецкий национальный костюм»
  • скачать работу «Немецкий национальный костюм» (презентация)

Подобные документы

Геополитическая ситуация. Своеобразие крито-микенского искусства. Крито-микенские росписи. Кносский дворец. Идеал женской и мужской красоты. Виды и формы одежды. Текстиль. Мужская одежда. Ритуальная одежда жрецов. Юбки в женском костюме. Накладная одежда.

презентация, добавлен 09.02.2015

Азербайджан – страна, свято соблюдающая свои национальные традиции. Национальные костюмы азербайджанцев. Нижняя одежда как примечательный элемент костюма азербайджанцев. Состав национального женского и мужского костюмов. Украшения и головные уборы.

реферат, добавлен 19.04.2017

Характерные особенности традиционного женского костюма карел. Общая характеристика комплекса одежды: сарафан, юбка, рубаха, пояс, головной убор, украшения, верхняя одежда и обувь. Определение некоторых различий отдельных народностей по костюмам.

курсовая работа, добавлен 27.03.2011

Краткий анализ основных изменений в русском костюме на протяжении XIX века. Мужская одежда разных сословий. Основные части женского народного костюма. Главные характеристики стиля ампир. Головной убор в великорусских губерниях, в 1830–1840-е годы.

практическая работа, добавлен 08.05.2021

Характеристика традиционной татарской музыки. Национальная мужская и женская одежда татарского народа. Праздники и традиции татар как неотделимая часть исламских канонических обрядов: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Маулид, Мирадж, Лейлят Аль-Кадр.

реферат, добавлен 22.03.2011

Одежда древних египтян как отражение их сословной принадлежности. Влияние религии (культ богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных) на вид одежды. Эстетический идеал красоты. Основные виды и формы костюма, ткани, цвет, орнамент и украшения.

реферат, добавлен 14.06.2014

Женские и мужские наряды Древней Руси. Головной убор как неотъемлемая часть русского национального костюма. Виды верхней одежды: шушун, свита, кафтан, зипун, шуба. Женские костюмы: сарафан, панева, душегрея. Распашная одежда из холста или сермяги.

презентация, добавлен 05.01.2021

Основные черты русского народного костюма. Виды одежды и особенности кроя. Украшения и отделка. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 гг. Функциональность одежды и народные традиции. Одежда для различных случаев жизни. Наследие Н.П. Ламановой.

реферат, добавлен 10.05.2014

Характерные черты декоративного стиля Рококо. Силуэт женского костюма эпохи Рококо. Мужская мода в первой половине XVIII века. Мода Рококо как типичная мода аристократии. Использование бантов, кружев, букетов цветов и вышивки при создании одежды.

презентация, добавлен 12.03.2012

Особенности изготовления одежды Воронежской губернии: материалы, цвет костюма, возрастные отличия. Состав женского народного костюма. Особенности головного убора, украшения, девичьего и праздничного костюма. Девичья одежда сарафанного типа «подвенечная».

презентация, добавлен 13.02.2015

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

ПОИСК ПО БИБЛИОТЕКЕ

Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII – начало XX века)

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: М.: МСНК-пресс, 2015.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ: 95 с., [32] л. цв. ил. : ил.; 22 см.

ЯЗЫК: русский

ISBN: 978-5-98355-127-5

ИЗДАТЕЛЬСТВО: МСНК-пресс

ТИП: Книга

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ: Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII — начало XX века) [Текст] : пособие с методическими рекомендациями / Елена Арндт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : МСНК-пресс, 2015. — 95 с., [32] л. цв. ил. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-98355-127-5 : 500 экз.

В основу монографии легли результаты научно-исследовательской работы по реконструкции крестьянского костюма немцев Поволжья конца XVIII – начала ХХ века. В книге автор анализируеит этапы и тенденции развития костюмов. С одной строны отмечается сохранение немецких традиций в становлении костюмов поволжских немцев, с другой – активное влияние на изменения в одежде особенностей хозяйствования и быта переселенцев на их новой родине.

  • Немцы в Российской империи (X – 1917 г.) / Общие работы / Язык, диалекты, фольклор
  • Немцы в Российской империи (X – 1917 г.) / Отдельные регионы / Немцы Поволжья

Читальный зал Международного союза немецкой культуры Российско-Немецкого Дома в Москве

Читальная комната при Культурно-деловом центре «Российско-немецкий Дом // Омск»

Хранение: Этнография

Методико-дидактический просветительский центр при Культурно-деловом центре российских немцев Калининграда

Читательский уголок Пермской региональной общественной организации «Возрождение»

Читательский уголок ННКА УР Ижевск

Читательский уголок ЦВ с. Кожевниково

Хранение: Краеведение

В субботу, 27 ноября, в Российско-Немецком Доме в Москве состоится Творческий вечер актера и режиссера Виктора Претцера. Начало в 17:00.

В Смоленске вышла в свет новая книга руководителя Смоленской региональной общественной организации «Русско-Немецкий Дом», драматурга, прозаика, члена Союза писателей и Гильдии драматургов России, художественного руководителя театральной студии «Лукоморье» Ольги Траутвейн «Закулисье». В издание вошли пьесы автора, в которых герои ищут ответ на вопрос: «Где у человека его Родина».

21 ноября состоится очередное заседание литературного клуба «Мир внутри слова». Современные писатели из числа российских немцев читают стихи, прозу, переводы и эссе. Начало в 15:30.

5 ноября в Коломне в онлайн-формате состоится премьера документального фильма о жизни и творчестве российско-немецкого композитора Николая фон Струве «Человек с чистым сердцем».

23 октября в Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького прошла презентация книги Ирины Меркер «Куда деваться?». Издание является лауреатом Всероссийского конкурса «Российские немцы в авангарде будущего – 2021».

В Костроме состоялась презентация документального фильма «Невыбранное время, нежданная судьба…» и сборника «Сверхзадача – выжить: депортация, трудармия, спецкомендатура», который выпустили Костромское объединение немцев и Евангелическо-лютеранская община города Костромы под редакцией профессора, доктора исторических наук Евгения Флеймана.

24 октября состоится заседание литературного клуба «Мир внутри слова». Произведения на русском и немецком языках прочтут современные авторы – российские немцы. Начало в 15:30.

18 октября Государственная Третьяковская галерея представила расширенную экспозицию произведений скульпторов Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер, приуроченную к их двойному юбилею – 130-летию со дня рождения.

Ирина Меркер выпустила книгу в жанре документальная проза о жизни женщин-тружениц, в лице главной героини Ольги Карпекиной (Борановой), уроженки Брянской области, о тяжелейших временах коллективизации, голода, оккупации, послевоенной разрухи.

В Новой Третьяковке открывается расширенная экспозиция произведений Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер. Выставка приурочена к 130-летию скульпторов, а также к выходу альбома «Манизер. Династия художников». Московская немецкая газета рассказывает об известной династии и их произведениях искусства.

Вышел очередной номер журнала BiZ-Bote. На сей раз он посвящен этнокультурным языковым встречам. Первые прошли 25 лет назад. С тех пор многое изменилось: некоторые участники тех встреч сегодня уже сами организуют подобные образовательные проекты, на них все чаще используются цифровые технологии, значительно улучшились условия проживания и питания. Но методический фундамент языковых встреч детей и молодежи остался прежним. Номер журнала и рассказывает о нем.

19 октября д.и.н., проф., член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Виктор Кириллов представит проект «„Gedenkbuch“ – книга памяти российских немцев» в Музее истории ГУЛАГа. Презентация будет также транслироваться онлайн.

15 октября в Российско-Немецком Доме в Москве состоится очередное заседание литературного клуба «Мир внутри слова». Начало в 15:00.

В октябре герои журнала готовятся ко дню святого Мартина. Изучают легенду праздника, мастерят бумажные фонарики, пекут традиционные печенья и поют песни.

Знаете ли Вы, какое село в Алтайском крае считают самым красивым? Это Подсосново – лютеранское село, основанное в 1894 году выходцами из Поволжья. Представляем вашему вниманию экскурсию по селу в рамках цикла видеороликов «Экскурсия в село Немецкого национального района».

С 7 ноября по 5 декабря будет проходить языковой онлайн-марафон „In der Familie auf Deutsch mit Schrumdi“ («Говорим в семье по-немецки со Шрумди»). К участию приглашаются семьи российских немцев с детьми от трех до пяти лет.

На страницах очередного, одиннадцатого, выпуска (вкладыша) газеты «Zeitung für Dich» находит свое отражение история и современность российских немцев.

Сборник «Российские немцы в этнокультурной палитре Томского Севера: Молчановский район» рассказывает о депортации советских немцев в Нарымский край, их жизни и традициях.

«Время от времени» – историко-культурная просветительская программа, рассказывающая о героях, событиях и свидетельствах прошлого Саратовской губернии. Очередной выпуск был приурочен к трагической дате 80-летия выхода Указа ПВС СССР о депортации немцев Поволжья.

Двухсерийный документальный фильм «Leben?!» снят в 2020 году Кемеровской региональной ассоциацией общественных объединений «Координационный совет немцев». Создатели фильма записали десятки интервью со свидетелями переселения из Поволжья в Сибирь и с трудармейцами. Мы поговорили с автором фильма Софьей Симаковой о создании документальной истории, о героях и о том, почему сегодня неискаженная история особенно важна.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА ГЕРМАНИИ

История немецкого национального костюма

Национальный костюм — это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций. Национальный костюм является предметом национальной гордости.

Традиционный немецкий костюм имеет длинную историю. Первые сведения об его прототипах относятся к началу нашей эры. Мужчины носили тогда одежду с вшивными рукавами или без рукавов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах (Rock), и длинных штанов (Hosen). Обувью служил кусок кожи с переплетом из ремней (Bundschuhe). Женская нательная одежда Hemdrock состояла из двух кусков материи. (Приложение А. Рисунок №1). С середины II века, как у восточных, так и у западных германцев женщины стали носить платья того же покроя, но с рукавами и большим вырезом. Женская обувь почти не отличалась от мужской. В качестве верхней одежды, как мужчины, так и женщины надевали плащи с капюшонами. Для изготовления тканей обрабатывали шерсть и лен. Льняное полотно употреблялось главным образом для женской одежды. Эти ранние формы одежды и послужили основой для традиционного немецкого костюма, который начинает складываться с XVI-XVII веках. (Приложение А. Рисунок №2)

История костюма средних веков отражала социальную дифференциацию общества. Особенно это сказывалось на праздничной одежде. Многочисленные государственные, областные, городские указы вплоть до конца XVII века предписывали каждому сословию определенный вид одежды. Дорогие материи и меха, определенные цвета и покрой одежды, как и драгоценные украшения, составляли привилегию господствующих классов. Особенно тягостны были указы, запрещавшие ношение собственных изделий. Так, искусные кружевницы Рудных гор в XVII веке не имели права носить кружева, сделанные их руками. А «кружевной мандат» 1609 года в Рудных горах запретил слугам вообще ношение кружев. Лишь после отмены этих ограничений, т.е. с начала XIX века народный костюм стал развиваться более свободно.

Национальная немецкая одежда

Народный костюм — это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к XVI веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях XV века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями.

Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды. До XIX века Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей, имея общие черты, столь различен. (Приложение А. Рисунок №3). Определенные формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь. Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня. Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна.

Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Еще сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже изо льна или шелка. Длина юбки в разных районах была различна. Один наряд достигал земли, другой щедро открывал полностью икры. Часто отделка лентами подола юбки не только оживляла цветом наряд, но и точно указывала на возраст и семейное положение. Если юбка была короткая, то иногда надевалось еще до десяти нижних юбок, придавая женской фигуре форму причудливого колокола. Передники обычно были короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пестрой вышивкой, полосатые, из шелка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают черные жилеты, простеганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром, шнурованные лентами или серебряной цепью.

В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой.

Для защиты от холода и дождя надевали шаль изо льна или шерсти. С начала XIX века используются жакеты из ткани в цветочек, сочной окраски и темных тонов, часто украшенные тесемочками, шелковой и жемчужной вышивкой. Также женской верхней одеждой служила накидка с длинными рукавами иногда в частую мелкую складку, как носили в XV и XVI веках.

Так же как для мужчин, так и для женщин было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам. Для крестьянок платок был необходимостью во время полевых работ, они носили его также и дома, а некоторые не снимали платка, надевая шляпу или меховую шапку. Праздничный костюм или одежда для церкви украшался искусно завязанным платком из тяжелого черного шелка, бахрома которого спускалась по спине.

Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях, находящихся рядом. Основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами.

До XVI века цвета одежд были серые или светлые. Также достаточно часто встречался коричневый цвет. Только для воскресений и праздников цвет одежд был синий (голубой). В праздничные дни крестьяне не работали, а надевали специальные праздничные одежды голубого цвета.

Исторически сложилось так, что мужчины быстрее отказывались от традиционного костюма. Основные элементы мужской одежды это — брюки, куртка (пиджак), жилет. В современном народном костюме широко известны короткие баварские кожаные штаны — Lederhose. Но короткими мужские штаны были не всегда.

В XIX веке пришли длинные брюки из Парижа. Эти брюки, широкие и длинные, были переняты из рабочей одежды. Брюки не всегда были похожи на современные. Одно время это были две штанины, скрепленные или сшитые вместе, которые при помощи крючков пристегивались к короткому жилету. В XVI веке впервые появились шаровары, штанины которых были из богатого материала с толстыми складками под коленом. С короткими штанами надевали мужчины вязаные чулки. Материал, краски, вышивки и узоры мужских чулок изменялись. До XIX века они были темно-синими, из белой или серой шерсти или льна. Сегодня используются только белые чулки.

Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали ее только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных.

Сегодня народная одежда — это красочное, с большим вкусом и умением сделанное платье, надеваемое по праздникам или торжественным случаям. Богато украшенные, сшитые из бархата, полотна, сукна, народные костюмы, сегодня — не только и не столько украшение музеев. Это живая жизнь народа, которая продолжается в его костюме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *