Польский национальный костюм

Польский национальный костюм: краткое описание, история

Польские национальные костюмы — это яркая многоцветная одежда. Она отражает самобытность и уникальность культурной жизни народа, рассказывает о его историческом развитии и служит настоящим символом нации. Однако нельзя упускать из виду тот факт, что костюмы поляков во многом переняли элементы одежды других народов. Случилось это в результате тесного взаимодействия Польши с Россией, Румынией, Австрией и Литвой. За долгие годы культура этих стран оказывала сильное влияние на культуру жителей Польши, в связи с чем в национальных костюмах поляков и полячек появились новые элементы. Однако костюмы это ничуть не испортило, напротив, одежда получилась оригинальной, неповторимой и очень красивой.

Описание польского национального костюма: история

По словам историков, национальная одежда Польши как таковая стала формироваться только в 19 веке. Это объясняется плохим финансовым положением основного ее носителя — человека из народа. До отмены крепостного права народ жил крайне бедно и носил максимально простые вещи, которые служили людям много лет подряд. После реформы дела у рабочих и крестьян несколько улучшились, появились деньги на покупку ткани для создания настоящих национальных костюмов. Тогда появилась возможность носить такую одежду гораздо чаще, а не только по праздникам.

Характерной особенностью было то, что костюмы отличались не только согласно статусу своего хозяина, но и той местности, для которой они изготавливались Так, в разных деревнях, расположенных по соседству, одежда могла различаться цветом, орнаментом, длиной рукава или юбки.

Разделение по сословиям

Все польские национальные костюмы делятся на 2 категории:

  • шляхтецкий костюм (его носили обеспеченные люди, представители знати) — такая одежда изготавливалась из дорогой шерстяной ткани;
  • крестьянский костюм (недорогая одежда, сшитая преимущественно изо льна).

Чаще всего изменениям подвергался именно шляхтецкий костюм. Знатные люди находились в тесном контакте с иностранцами и нередко использовали понравившиеся элементы их одежды для изменения собственной. В результате такого смешения получался оригинальный костюм, привлекающий внимание.

Цвета национальной одежды

Несмотря на то что в каждой местности был свой вариант польского национального костюма, некоторые черты можно выделить в качестве основных.

Женская одежда отличалась яркостью, многоцветием, среди использованных цветов чаще других встречались белый, желтый, красный, синий и зеленый. Самым популярным орнаментом считались цветы. Это объясняется не только красотой рисунка, но и тем, что многие цветы имели символическое значение. Довольно часто женские юбки шили из разноцветной полосатой ткани.

Мужская одежда тоже отличалась яркими, сочными цветами, но выполнялась из однотонной ткани.

Детская одежда почти не отличалась от взрослой по характеру и крою, менялся только размер вещей.

Женская национальная одежда

Основу женского наряда составляли несколько основных элементов.

Юбки. Вне зависимости от типа ткани (лен или тонкая шерсть) и расцветки, польские юбки были длинными и доходили до щиколотки. Шили их из 5 клиньев. 4 из них были присборены на поясе и только 5-й был гладким и ровным — он располагался спереди.

Рубашки. Женская рубашка имела простую прямоугольную форму и шилась из домотканого беленого льна или хлопчатобумажных тканей. Рукава делали с ластовицей (специальной вставкой для большего удобства при движениях руки) и манжетой. Довольно часто встречались рубашки, богато украшенные вышивкой на воротнике и манжетах.

Фартук. Это обязательный элемент одежды, которую носили польские женщины, он встречался повсеместно. Его шили из ткани зеленого, желтого, черного или белого цвета и всегда обильно украшали. Для декора использовалась тесьма, кружево, разноцветные ленты, вышивка.

Жилет. Этот предмет одежды обладал более сложным кроем, нежели юбки и рубахи. Чуть позже (после 1870 года) появилась и еще одна разновидность жилета, получившая название корсета. Его чаще всего выполняли из бархата или велюра черного, темно-зеленого или красного цвета.

Мужская польская одежда

Костюм для мужчин состоял из:

  • рубахи;
  • штанов;
  • жупана (верхняя длинная одежда);
  • делии (накидка, напоминающая турецкий кафтан);
  • пояса.

Мужская рубаха выполнялась изо льна или хлопчатобумажной ткани (как и женская), однако она была лишена каких бы то ни было вышивок и украшений.

Одним из обязательных элементов считался жупан — его носили представители абсолютно всех сословий. Он представлял собой длинную приталенную одежду, которая непременно имела воротник-стойку и частый ряд пуговиц до талии. Жупаны в каждой местности были разного цвета. Это могла быть черная, коричневая, темно-зеленая одежда. Разницу в сословии можно было увидеть благодаря качеству тканей, богатству украшений и виду пуговиц. Петлицы на жупане выполняли из декоративного шнура, рукава и полы покрывала вышивка.

Мужской пояс — один из показателей обеспеченности семьи, поэтому польские шляхтичи уделяли ему особое внимание. Пояса шили из ткани или кожи, украшали их вышивкой, красивыми застежками из металла (иногда для этой цели использовались серебряные элементы).

Украшения и головные уборы

Представить себе польскую одежду без украшений и головных уборов просто невозможно, тем более что мужская шапка и вовсе расценивалась как показатель достатка наравне с поясом. Именно по этой причине каждый мужчина старался как можно обильнее и богаче украсить свой головной убор.

Что касается женщин, то по головному убору можно было узнать семейное положение красавицы. Яркие платки, покрывающие голову, предназначались юным незамужним девушкам. Как только полячка обзаводилась семьей, она надевала чепец (он тоже видоизменялся в зависимости от территориального признака).

Чтобы дополнить свой замечательный наряд, польские женщины с удовольствием использовали яркие украшения. Обычно это были крупные бусы (часто именно красные), массивные серьги и браслеты. Надо сказать, что на покупку украшений для своих жен мужчины не скупились, ведь именно количество и размеры женских аксессуаров выдавали уровень дохода мужчины.

Таким образом, польский национальный костюм смело можно назвать многогранным понятием, которое отражало быт и особенности культуры определенной местности. При этом на сегодняшний день сами поляки считают национальной одеждой костюм жителей Кракова.

Национальные костюмы Польши

Главная > Реферат >Культура и искусство

О деяние и мода в Польше были под влиянием климата, а также других культур, с которыми соприкасались поляки. Немецкое, чешское, русское, литовское, румынское, австрийское и другие влияния могут быть замечены в традиционном платье каждой области. Из-за этих разнообразных влияний у каждой области Польши есть свое собственное местное традиционное платье. Есть примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши.

Горная Область

Традиционные Костюмы все еще иногда носят на свадьбы и другие важные события в семье и на неофициальные встречи. Жакет Горале сделан из самой прекрасной небеленой шерсти с отличительным ручным рукоделием. Соответствующие брюки также украшены изящным рукоделием и имеют черную полосу внизу каждой штанины. Также костюм дополняет черная фетровая шляпа. Традиционные ботинки, которые носят с этим нарядом подобны мокасинам с длинными шнурками, которые завязываются по ноге. Эти красивые жакеты, и женские жилеты часто передаются через поколения. Женский жилет вышит шелком и иногда содержит крошечные бусинки, или жемчуг. Последовательности красных бусинок, которые настолько распространены в женских костюмах, были традиционно коралловыми.

Традиционные польские народные костюмы изменяются от области, но типично имеют яркую окраску и украшены вышивкой.

У каждой польской области есть свои собственные народные традиции и костюмы. Самые популярные польские народные костюмы из Кракова — Броновице, люди во всех областях в Польше признают пальму первенства за этими костюмами. Другие популярные костюмы из Ловиц, около Варшавы, а также из горной области Татры — особенно в Подхале.

Самые популярные костюмы для мужчин — из Кракова — Броновице, а также из Подхале.

Теперь немного об истории польских народных костюмов: Народные костюмы были самыми модными со второй половины XIX столетия, когда дешевые и в широком масштабе произведенные ткани стали более доступны простому населению. Кроме того, крестьяне не были рабами больше, и их экономичный и политический статус улучшился, таким образом, они могли позволить себе купить больше, и они хотели показать свою гордость, нося традиционные костюмы.

Некоторые костюмы стали более популярными, чем другие из-за волны патриотических чувств в XIX столетии после того, как Польша потеряла независимость. Например, костюмы Кракова стали символом борьбы за национальную свободу, так как крестьяне из Краковской области приняли участие в восстании Косцюшко, которое боролось за свободу Польши в 1794 году.

Весьма большое число крестьян было среди тех, кто боролся за независимость. Польских крестьян назвали «косиньержи (kosynierzy)», так как они боролись с косами («kosa» = коса). В известном Сражении при Раклавице — выигранное поляками у русских, некоторые носили народные костюмы характерные для Кракова. В действительности, народный костюм из Краковской области стал национальным костюмом Польши.

Люди в деревне все еще носят народные костюмы, в некоторых областях больше чем в других. Они носят их только в специальных случаях — в воскресенье в церковь, на церковные процессии, на деревенские праздники и свадьбы. В центральной области Польши между Краковом и Варшавой — Кельце, Опоцжно, Вы можете все еще видеть, как женщины носят запаски — форма широкого платка, который носят на плечах

Польский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Погружение в историю
  2. Специфика польского костюма
  3. Цветовая палитра
  4. Обувь и украшения
  5. Отзывы

Погружение в историю

История польской одежды заслуживает всеобщего внимания.

На протяжении многих столетий страна шляхтичей пребывала под куполом влияния культуры других стран. По этой причине польский национальный костюм был вынужден пройти несколько ступеней развития, чтобы в итоге получилось то, что люди двадцать первого века могут наблюдать до сих пор.

В модификации наряда участвовали мотивы России, Австрии, Литвы и Румынии. Благодаря такому разнообразию костюм получился неповторимым и оригинальным.

Польская традиционная одежда подразделялась на три группы, что зависели от положения человека в обществе.

  • Шляхетский костюм менялся чаще всего. Мужчины наблюдали за приезжающими из других стран купцами и с радостью эксплуатировали некоторые особенности их одежды. Именно одеяние шляхтичей получило самое широкое распространение и получило гордое звание общенародного. Шился костюм из натуральной шерстяной ткани.
  • О городском наряде можно сказать то же самое. Для создания одежды городских жителей использовался лен.
  • Крестьянский костюм изменениям не подвергался.

Специфика польского костюма

Ткань, пригодная для изготовления платьев, считалась одной из основных особенностей национальной польской одежды. Наряды, предназначенные для работы, шили из недорогих материалов – в основном это была овечья шерсть и лен. А для парадных костюмов была необходима ценная шерстяная полосатая ткань.

В каждом регионе страны костюмы отличались друг от друга, но основной комплект сохранялся повсеместно.

  • Штаны у мужчин, юбка у женщин.
  • Корсет, по обыкновению украшенный вышивкой и живописными орнаментами.
  • Пояс.
  • Просторная рубашка.
  • Традиционная польская обувь – керпчи.
  • Головной убор.
  • Разнообразные аксессуары.

Поляки обладали большой тягой к роскоши, поэтому их национальный костюм всегда отличился красотой, которую создавали при помощи вышивки золотыми и серебряными нитями. Были и другие элементы декора. Мужчины с удовольствием щеголяли в великолепных нарядах, как и женщины приманивали своей одеждой заинтересованные, восхищенные взгляды шляхтичей.

Цветовая палитра

Для женщин в Польше было настоящее раздолье! Каждая девушка ценит разнообразие оттенков, и польский национальный костюм полностью удовлетворял тягу ко всему прекрасному. Узоры женских и мужских одеяний были сложными. До сих пор, они способны надолго приковать взгляд, чтобы человек с интересом рассматривал их, размышляя, какой смысл создатель наряда вложил в свой орнамент.

Наибольшей популярностью пользовались следующие цвета:

  • красный;
  • синий;
  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • коричневый.

Девушки из зажиточных семей часто представали перед взором окружающих в радужных платьях. Женщины отдавали предпочтение природным и растительным орнаментам, так как многие цветы имели символическое значение. Считалось, что изображения растений привлекает удачу, укрепляет семейные узы, бережет от болезней и бедности.

Костюмы для мужчин тоже смотрелись крайне привлекательно, но такой яркостью не выделялись. Мужской наряд оформлялся в умиротворенных цветах – в черном, белом, сером и коричневом.

Детская одежда отличалась только размером. Все остальные черты наряд для детишек сохранял.

Обувь и украшения

Головному убору в польском национальном костюме отдавалось особое место. Мужчины старались украсить свою шляпу как можно сильнее – это помогало демонстрировать уровень его доходов. Юные девчонки накидывали на голову пестрые платочки, с легкостью выделяющие красавиц среди остальных. А вот замужние женщины о платках забывали. На смену им приходили чепцы.

Без украшений трудно представить полячку. Девушки обожали украшать шею массивными бусами красного цвета, объемными серьгами и шикарными браслетами. Красные изделия создавали страстный, завлекающий образ, что в дополнении с симпатичным разноцветным платьем смотрелось обворожительно.

Обувь подбирали так, чтобы она гармонировала с нарядом. Голенище сапог бывало высоким и средним. Каждая модель обладала надежной шнуровкой, а каблуки оснащались подковками из металла.

Отзывы

Национальные польские костюмы вызывают восторг у современных девушек. Многие модницы, увлекающиеся ролевой реконструкцией разнообразных исторических событий, с удовольствием приобретают наряд в традиционном польском стиле и остаются довольны. Крой одежды свободный, не скрывает достоинства фигуры.

Польский национальный костюм

В период от XIII до XVI в. в польском обществе шел процесс обособления крестьян, горожан (мещан) и шляхты. Это все более углублявшееся социальное различие вызвало возникновение трех типов одежды. Городской и шляхетский костюмы часто менялись в зависимости от моды и под влиянием западноевропейских образцов; в крестьянской одежде, напротив, изменения были незначительны и происходили они медленно. Только в XVI- XVII вв., когда в деревне стало уже очень заметно разделение на бедных и богатых крестьян, одежда последних начала подвергаться некоторым изменениям, главным образом под влиянием шляхетского и городского костюмов.

Но одежда шляхты, особенно мелкой, развивалась на той же древней основе, что и крестьянская, и несмотря на постоянное воздействие моды, восприняла из крестьянской одежды много особенностей, ставших общенародными. Именно шляхетская одежда получила в Европе широкую известность как польский национальный костюм.

Рассматривая народную одежду в историческом аспекте, следует сказать о ее региональных различиях. Для одежды конца XVIII — начала XIX в. главным было деление на две большие группы; в середине XIX в. появилась еще и третья группа. В основу разделения двух главных групп положен материал: костюмы первой группы сшиты из белого льняного полотна и овечьей шерсти натурального цвета; во второй группе, особенно в женских костюмах, преобладает полосатая шерстяная ткань.

К первой группе относится одежда гуралей — жителей Карпат, так называемых лясовяков — населения разветвлений Вислы и Сана, а также окрестностей Билгорая.

Ко второй группе, характеризующейся употреблением полосатых тканей, принадлежит одежда серадская, ченстоховская, келецкая, радомская, опочинская, равская, ловическая, мазовецкие костюмы, а также курпевские и подлясские. Первоначально район распространения одежды второй группы был намного шире (он включал северную часть Опольской Силезии, Великую Польшу, Любушскую землю), но в связи с появлением в деревне фабричных тканей заметно сузился.

Возникновение третьей группы одежды было связано со специфическими социально-экономическими и политическими условиями страны. После отмены крепостного права в деревне усиливается развитие капиталистических отношений. Вместе с другими изделиями промышленного производства сюда проникают фабричные ткани. Одежда крестьян становится богаче, красочнее, но не теряет своего своеобразия, хотя шьют ее главным образом из материй, купленных в магазине. Классическими примерами служит одежда из Кшчонова (в Любельском воеводстве) и краковский костюм. Возникновению этих богатых, красочных костюмов способствовало особое политическое положение Польши. Народно-освободительное движение опиралось в это время на крестьянские массы; народные традиции культивировались как общенациональные. Выражением этого был своеобразный культ всех проявлений традиционной культуры крестьян и признание их одежды народной. В то же время шел процесс урбанизации традиционного крестьянского костюма. Он начался в северо-западных районах, где еще в начале XIX в. возник особый костюм из фабричных тканей, подвергавшийся в значительной мере влиянию городской одежды. К одежде этого типа относятся прежде всего силезские, великопольские, мазурские костюмы.

Одним из наиболее архаичных польских костюмов является женский костюм, который носили еще в начале XX в. в окрестностях Билгорая. Он состоял из льняной рубахи с плечевыми нашивками — «прирамками», вышитыми красным или черным геометрическим орнаментом. Юбка сшита также из белого полотна, она длинная и присборенная по талии. Поверх юбки повязывали льняной фартук с вышивкой. Замужние женщины надевали на голову картонный или лубяной обруч (chamielka), на который закалывали волосы. Поверх него носили сетчатый чепец из шелковых ниток. Все это женщины покрывали белым льняным платком с вышивкой. На плечи часто накидывали loktusz — шарф из белого полотна с узкой полоской вышивки на концах. Летом женщины ходили обычно босиком, зимой — в кожаных керпцах (kierpce).

Из традиционных мужских костюмов особенно интересен костюм подгалянских гуралек, который носят и сейчас. В него входит короткая льняная рубаха с прирамками, заправленная в штаны. Воротник у нее отложной, он застегивается на серебряную запонку, рукава заканчиваются манжетами. Штаны сшиты из белого домотканного сукна. Штанины плотно облегают ногу, они украшены сердцевидной вышивкой (parzenica), выполненной цветными нитками, и лампасами из темно-синего или черного шнурка. Обувь (керпце) сделана из коричневой кожи, со штампованным орнаментом и латунными гвоздиками, набитыми также для украшения.

Верхней одеждой служит короткая cucha из белой шерстяной домотканины. Ее набрасывают на плечи, завязывая на шее ремешком. Пояса гуралей широкие (от 7-9 до 20 см), кожаные, застегиваются на латунные застежки (запонки), украшены латунными гвоздиками и тисненым узором. Головной убор — черная фетровая шляпа с полукруглой головкой и несколько опущенными книзу полями. Головка у основания опоясана красным ремешком, на который нашиты белые раковинки. Силуэт гураля дополняет трость-топорик, так называемая czupaga, и трубка с выгнутым чубуком.

Ловический костюм относится к группе одежды, сшитой преимущественно из полосатой домотканины. Его носят нередко и сейчас. Праздничным головным убором замужних ловичанок в междувоенное время и ранее был высокий тюлевый чепец, позднее стали носить шерстяные платки в цветах, с бахромой. Блузки сделаны из темного, нередко черного, бархата, с кокеткой, по талии вшиты в широкий пояс и слегка присобраны; рукава блузок — длинные, с цветной вышивкой. Юбка (wielniak) из полосатой домотканины, пришита к лифу, она короткая и широкая, по талии заложена в складки, по ее подолу нашита черная бархатная кайма. Передник (zapaska) также сделан из шерстяной полосатой домотканины, но он короче юбки, сильно присборен, вшит в широкий пояс, внизу оканчивается каймой черного бархата, а иногда бывает вышит цветами.

Мужчины носят рубахи с прирамками и отложным воротником или же по более поздней моде — со стоячим воротником, вышитым крестом. Рубахи заправляют в штаны из цветной домотканины в продольные полосы, широкие и короткие штанины заложены в сапоги. На рубаху надевают жилет с низким воротничком, застегивающийся на один ряд металлических пуговиц. Среди многих видов ловических сукманов до настоящего времени сохранился черный сукман длиной ниже колен, с небольшим воротником, застегивающимся под шеей. Сукманы, а иногда и жилеты, несколько раз опоясывают широким шерстяным поясом с бахромой на концах.

Ловичане носят черные фетровые шляпы, с головкой, суживающейся кверху, и с цветной лентой у основания.

Национальным костюмом поляков считается краковский, как наиболее распространенный в стране. Он относится к упомянутой выше третьей группе польской народной одежды.

Женская рубаха сшита на кокетке, с воротничком или зубчатой вышивкой по шее, с длинными рукавами на манжетах, украшенных вышивкой. Юбка широкая, чаще всего шерстяная, в больших цветах на зеленом, красном, голубом или белом фоне. Запаска также широкая, слегка присборенная, сшита из белого тюля или полотна, богато украшена полосой вышивки. Корсет бывает длиной до пояса, он глубоко вырезан у шеи и застегивается спереди на крючки. Сшиты корсеты из черного или синего сукна, обшиты красным кантом. Корсеты иного типа сшиты из бархата и богато украшены золотым или серебряным шитьем, настоящими кораллами, металлическими пластинками. Разновидностью корсета является также katana. Это богато украшенная вышивкой блузка с длинными рукавами.

Туфли краковянок высокие (закрывают щиколотку), на шнуровке, с каблуками на металлических подковках.

Девушки-краковянки носят шерстяные цветные платки, завязывая их под подбородком, летом они часто ходят с непокрытыми головами. Замужние женщины носят чепцы. Женские и девичьи украшения — это обычно натуральные коралловые бусы.

Мужская рубаха краковского костюма длинная (почти до колен), покроена с прирамками на плечах, воротник рубахи отложной. Спереди и по воротнику она украшена белой вышивкой. Штаны широкие, в сборку, сшиты из материи в белые и красные или белые и голубые полоски одинаковой ширины. Краковский кафтан длиной до колен. Он сшит из темно-синего сукна, по талии, с рукавами или без них. Книзу кафтан расширен, от пояса до подола имеет три разреза; он богато украшен вышивкой, особенно на полах и внизу.

Сукманы встречаются двух видов. На востоке — это karazyj из коричневого сукна на красной подкладке, длиной ниже колен, покрой по талии, книзу расклешен. Большой треугольный воротник этого кафтана вышит цветными узорами. Сукман другого типа имеет тот же покрой и подкладку, но сшит из белого сукна, с небольшим стоячим воротником. Мужские пояса широкие (от 4 до 25 см), они изготовлены из кожи и украшены латунными гвоздиками. Обувь краковян — кожаные сапоги с мягкими голенищами.

Краковяне носят черные фетровые шляпы с высокой головкой, мягкие круглые шапки magierki, вытканные из белой овечьей шерсти, а также широко известные rogatywki с квадратным донышком, сшитым из четырех равнобедренных треугольников красного сукна, с барашковым околышем. Этот головной убор, называвшийся также конфедераткой, стал частью военной формы польских солдат.

Традиционная народная одежда в разных районах Польши развивалась по-разному. Уже после первой мировой войны она стала быстро исчезать, но этот процесс повсюду проходил неодинаково. К группам населения, продолжающим до сих пор сохранять традиционный крестьянский костюм, относятся ловичане и подгалянские гурали. В их деревнях этот костюм носят не только старики, но и молодежь, особенно по праздникам. Надевают его также на работу, но не во всех деревнях. Ловические и подгалянские костюмы подверглись заметным изменениям и в отношении расцветки (ловические pasiaki — полосатые ткани) и в покрое (например, подгалянские мужские штаны). Но эти изменения и являются важным доказательством живучести традиционной одежды гуралей и ловичан.

В значительной части современной Польши традиционную одежду крестьяне носят только по большим праздникам. На ней обычно виден городской налет; часто на праздники надевают теперь уже не весь традиционный костюм, а отдельные его части (например, наплечные покрывала).

Эта одежда — и бытующая и вышедшая из повседневного употребления — широко используется всякого рода региональными самодеятельными коллективами песни и танца. Большое разнообразие и богатство польской народной одежды особенно хорошо показывает в программе своих выступлений Государственный ансамбль песни и танца «Мазовше».

Горожане и большинство крестьян носят сейчас одежду современных европейских покроев. Поляки любят и умеют хорошо одеться. Они внимательно следят за модой (отечественной и иностранной), но не слепо следуют ей, а отбирают лишь то, что соответствует их вкусам. По обыкновению, это практичная, сравнительно дешевая одежда модных линий, удобная для работы и для переездов на городском транспорте. Праздничный костюм поляки шьют из более дорогих тканей, но и будничному они могут придать нарядный вид, особенно женщины. Много внимания они уделяют отделке и украшению своей одежды, а также подбору к платью и пальто элегантной сумки, перчаток, не говоря уже о красивой обуви, которой всегда славились польские сапожники.

Для Польши характерно относительное единообразие одежды городского населения: жители небольших городов не отличаются, к примеру, от населения столицы и Кракова, они одеты так же модно. Колорит городской одежды в теплые дни — это сочетание светлых тонов и яркой расцветки тканей. Верхняя зимняя и демисезонная одежда нередко сшита из цветных однотонных тканей разнообразных оттенков.

Из сборника «Народы зарубежной Европы» в 2-х т., «Наука», Москва, 1965

Национальный костюм польского населения Оренбурга (на примере цпк «вавель»)

Польские национальные костюмы — это яркая многоцветная одежда. Она отражает самобытность и уникальность культурной жизни народа, рассказывает о его историческом развитии и служит настоящим символом народа.

Оренбургский польский национальный костюм сложился на базе краковского национального польского костюма и отражает влияние местной оренбургской культуры.

Как отмечается на портале Правительства Оренбургской области — массовый приток поляков в Оренбургский край приходится на вторую половину XVIII века и связан с депортацией пленных польских конфедератов.

В первой половине XIX века Оренбургская губерния становится одним из мест ссылки революционеров, организаторов и участников массовых народных выступлений против самодержавия. Политическая ссылка была представлена и деятелями национально-освободительного движения Польши, участникам польских восстаний 1831–1863 годов.

Польские ссыльные служили учителями, врачами, активно занимались культурно-просветительской деятельностью, создавали краеведческие музеи, открывали библиотеки, изучали природу края. Среди них были известные Томаш Вернер, Эдвард Желиговский, Бронислав Залеский, Зигмут Сераковский, Винцентий Мигурский. Особо известны филолог и разведчик Ян Виткевич, ксендз Кандид Зеленка, жизнь которых была тесно связана с Оренбургом.

Поляки оказали заметное влияние на развитие культуры в крае. Ими была заложена основа создания домашних музыкальных ансамблей, оркестров, традиции семейного музицирования.

Особый период пребывания поляков в Оренбуржье связан со временем Великой Отечественной войны. В Чкаловскую область (в период с 1938 по 1957 год г. Оренбург был переименован в г. Чкалов) поляки начали прибывать с 1939 года в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. После вторжения войск фашистской Германии на территорию СССР количество беженцев-поляков, прибывающих в область, увеличивается за счет Украины и Белоруссии, подвергшихся оккупации. В 1943–1944 годах создаются Союзы польских патриотов. В Чкаловской области функционировало 62 отделения Союза польских патриотов: в Адамовке, Акбулаке, Бузулуке, Абдулино, Бугуруслане, Кувандыке, Кваркено, Медногорске, Орске, Саракташе, Матвеевке и т.д.

Процессы возрождения национального и религиозного самосознания, начавшиеся в 90-е годы XX века, коснулись и поляков Оренбуржья. В Оренбурге созданы «Культурно-просветительский центр «Полония Червонэ маки» (рук. Ванда Яковлевна Селивановская) и «Центр польской культуры «Вавель» (рук. Лариса Леоновна Курзина).

Этими организациями ведется большая работа: проводятся Дни польской культуры и литературы, Дни польского кино, музыкально-литературные гостиные, посвященные творчеству известных польских композиторов и поэтов, работает клуб изучения польского языка и культуры «Скворонек», для детей и молодежи организуются поездки в Польшу по обменным программам и многое другое[1].

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО:

Курзина Лариса Леоновна – председатель ЦПК «Вавель»,

Колодынская Лариса Леонидовна – зам. Председателя ЦПК «Вавель»,

Хмелевский Сергей Алексеевич, переводчик, исследователь традиционной культуры Форштадта.

Место бытования ОНН:

Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург.

Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая.

ОНН зарегистрирован: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,

Номер: ORN266

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Сведения об особенностях ОНН:

Описание:

Одежда и мода в Польше всегда были под влиянием климата, а также других культур, с которыми соприкасались поляки. Немецкое, чешское, русское, литовское, румынское, австрийское и другие влияния могут быть замечены в традиционном платье каждой области. Из-за этих разнообразных влияний у каждой области Польши есть свое собственное местное традиционное платье. Есть примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши[2]. Если же мы будем искать усредненный польский костюм, то скорее всего им окажется именно западный краковский польский костюм.

Оренбургский польский национальный костюм в настоящее время сложился на базе усреднённого краковского национального польского костюма и отражает некоторое влияние местной оренбургской культуры, проявляющееся в обуви, способе надевания головного убора и украшениях.

Самих же разновидностей краковского костюма насчитывают до 150, а сам город Краков находится в части распространения как раз западного краковского костюма.

Очень интересен мужской костюм и на востоке и на западе, он вобрал в себя воинский мундир времен борьбы за независимость. Восточный краковкий костюм распространился к концу 19 века в районе Свентокшиского воеводства, хотя на этой же территории встречаются и другие разновидности народного костюма. Унификация костюма произошла в основном в межвоенный период, причем женский костюм продержался дольше[3].

На фотографиях 1 и 2 представлены западный и восточный краковские костюмы.

Фото №3 Костюмы оренбургских поляков.

Для оренбургских поляков в костюме характерно: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи — суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками. Мужской костюм состоит из рубахи с отложным воротником, штанов в полоску, синего кафтана с богатой вышивкой. Из головных уборов — тёплые меховые шапки, фетровые шляпы.

Тип действия: Сохранение.

Принадлежность:

Этнокультурная принадлежность: польская.

Ключевые слова:

Ключевые слова (осн.): Поляки, костюм, Оренбургская область.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация.

Сведения о объекте:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Длительность празднования — Количество, объем: 1 день

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *