Правила поведения в театре: особенности этикета

«Комедианты»

Комитет по культуре Ленинградской области

Правила поведения в театре. XIX век.

Слово этикет в XIX веке было не просто звуком. Судя по количеству дошедших до нас всевозможных уставов, правил поведения в любой ситуации (особенно это касалось женщин), наши предки очень любили эти самые правила писать. В просторах сети Интернет мы нашли правила поведения в театре, которые добрый человек переписал из первоисточника, выставленного в музее театра города Минусинска. Сегодня эти правила читать и интересно, и смешно.

Михаил Зичи. Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

В театре должно держаться, точно так же прилично и воспитано, как в великосветской гостиной. Главное и самое важное условие для всех посетителей театра есть соблюдение строгой тишины. Во время представления неприлично обращаться к соседям с какими бы то ни было вопросами и беспокоить их просьбою одолжить афишу или либретто. Все это следует отложить до антракта, когда не рискуешь помешать другим. Точно так же не должно и знакомым разговаривать между собой во время сценического действия, как бы ни были ярки вызываемые ими впечатления. В этой степени сдержанности и умения владеть собой сказывается хорошее воспитание. Склонность к неуместной болтовне в театре особенно замечается среди женщин, которым мы убедительно советуем воздерживаться от этой неприятной привычки.

Albert Robida. Un palco un dia de estreno romantico. 1888 г.

При оперных представлениях полная тишина должна восстанавливаться в зале с первым звуком увертюры, которая и есть начало оперы, но, к сожалению, у нас в столичных и еще больше в провинциальных театрах увертюру считают как бы временем для съезда и беспрерывный шорох шагов и рассаживание публики по местам мешают слушать истинным любителям музыки.

В бель-этаже и бенуаре костюмы требуются нарядные, часто декольте, но чем скромнее ярус тем скромнее и платье. На торжественных и парадных спектаклях, принято всем надевать в ложах костюм декольте с короткими рукавами, причем пожилые дамы надевают сверху кружева или легкую накидку.

В партер дамам приличнее всего являться в черном платье и в скромной городской шляпке. Ни прически, ни шляпки не должны быть слишком высоки или огромны, для того чтобы не мешать сидящим позади видеть сцену.

Аплодируют только мужчины; ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволит себе такого шумного проявления своего одобрения. Но и аплодисменты мужчин не должны быть оглушительны, что всегда крайне неприятно для слуха.

Виктор Васнецов. Купеческое семейство в театре 1869 г.

Передние места в ложах всегда предоставляются дамам. В ложах сидят без шляп; пожилые и замужние одевают чепчики или куафюры с цветами; молодые девушки прикалывают к волосам цветы или банты.

Оглядывать театральную залу в бинокль во время представления неприлично, когда должно сосредоточить внимание на сцене и смотреть только туда. Это общее правило для всех, но в особенности молодые девушки должны избегать осматривать публику, даже в антрактах они должны делать это крайне осторожно, не обращая на себя ничьего внимания. Высказывать кому свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам также неприлично. Вообще они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее.

Если в театре оказываются знакомые, то с ними не раскланиваются радостно и усердно, а лишь приветствуют их издали легким наклонением головы; если это лицо очень высокопоставленное, то следует кланяясь, несколько привстать.

Karin Luts. Comédie-Française. 1939 г.

Дамам вообще лучше не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могут прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может. В ложу можно принести мороженое или прохладительное питье, но в партер этого не делается. Можно привозить с собою конфекты и освежающие лепешки, так же как одеколон во флакончике, но употребление мятных и других сильно пахучих лепешек следует избегать, так как запах их может быть неприятен окружающим.

История

Театр вполне справедливо называют школой нравственности, и действительно, оказывая огромное влияние на нравы, он может служить очень действенным средством для образования вкусов, смягчения грубости нравов, уничтожения предрассудков и осмеяния превратных понятий. Одновременно он способен внушить омерзение к порокам, возбудить чувствительность души и вызвать благороднейшие чувства сердца.

Именно в театре сильнее, чем где-либо, нас трогает добродетель, восхищают добрые дела, а храбрость и преданность Отечеству приводят в восторг. Там все возбуждает, все способствует иллюзии и делает впечатления более живыми и сильными.

Но далеко не все пьесы, написанные для театра, оказывают благотворное влияние на нравственное развитие молодежи. Поэтому, посещая театр, молодые люди должны относительно выбора пьес руководствоваться мнением людей опытных, известных своим образованием и строгими нравственными правилами.

Для театра точно так же, как для вечеров, балов и тому подобного, существуют правила приличия, которые нужно строго соблюдать. Там, как и везде, от благовоспитанного человека требуется предупредительность и соблюдение правил вежливости и приличия.

Прежде всего, нужно оказывать известного рода учтивое внимание к публике, окружающей вас. Было бы невежливо постоянно толкаться и тереться около лиц, возле которых приходится вам сидеть, наступать на платья дам и тому подобное.

Если в спектакль отправляются в компании, то один из кавалеров должен взять билеты в кассе и избавить дам от труда предъявлять свои входные билеты.

Когда ложа открыта, кавалер должен усадить дам на первые места, согласно их возрасту и положению в свете.

Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, хотя бы и незнакомая ему, сидела в ложе позади его.

Молодые люди, занимая места, должны стараться не слишком нагибаться вперед, чтобы не беспокоить лиц, сидящих впереди них.

Кавалер, хорошо знакомый со светскими приличиями, знает, что он должен платить за места и наблюдать, чтобы камердинер снял с дам верхнее платье, которое они не должны оставлять на себе.

Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, то приличие требует, чтобы он предложил свое место одной из них, даже если она была ему незнакома. В случае отказа с ее стороны он должен настоятельно просить ее об этом.

Во время представления нужно сохранять глубокое молчание, чтобы не мешать публике следить за ходом пьесы. Считается позволительным сообщать потихоньку своему соседу какое-нибудь замечание относительно пьесы или же относительно играющих в ней артистов.

Только люди с ограниченным умом и простолюдины могут позволить себе свистеть или аплодировать, топая ногами.

Аплодисменты требуют некоторой сдержанности. Дамы во всяком случае должна аплодировать только слегка, для виду.

Являясь в спектакль с лорнетом или биноклем, нужно употреблять их только для сцены, лорнировать же публику, в особенности наставлять бинокль на сидящих в зале театра дам, крайне неприлично.

Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже если вы и не знакомы с ними.

Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет, и в случае утвердительного с их стороны ответа немедленно доставить требуемое. Во время антрактов или по окончании спектакля кавалер должен проводить дам в фойе. На его обязанности лежит обязанность помочь дамам отыскать их верхнее платье, оставленное у капельдинера.

Некоторые зрители, в особенности дамы, наделенные от природы большой чувствительностью, во время сильных патетических мест на сцене не могут удержаться от слез. Очень неучтиво и даже грубо поступают те, кто, обладая более крепкими нервами, позволяют себе насмехаться и явно осуждать таких слабонервных лиц.

В театрах и цирке никогда не вызывайте актрису только потому, что она хороша собой и нравится вам своей наружностью. Также не вызывайте и актера только на том основании, что он лично с вами знаком. Нужно ценить искусство независимо от личности и любить искусство для искусства.

Где бы вы ни находились, в театре, в цирке или в каком-либо ином месте, помните, что там, где собрались многие с одной общей целью найти удовольствие, развлечение, пользу или только удовлетворить любопытство, вступив в их среду, вы уже не принадлежите самому себе. Вы добровольно лишили себя права выказывать особенности вашего характера, ваши частные желания, ваши личные интересы. Вы стали не более как единицей, частицей или членом того огромного организма, который в общежитии называется публикой. Будучи частицей этого организма, вы обязаны подчиняться всем требованиям целого, того общества, в среду которого вы вступили.

Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Составители: Юрьев и Владимирский. Спб., 1889.

Правила поведения в театре: культура и нормы этикета

  1. Как правильно себя вести?
    • Требования к внешнему виду
    • Выбор места
    • На спектакле или представлении
  2. Этикет для противоположных полов
  3. Памятка для детей

Театральные сцены поражают своей зрелищностью, красотой. Живая актерская игра вызывает бурю эмоций, погружая в атмосферу мастерски созданного представления. Одним из самых распространенных способов приобщения к культуре считается посещение театров, где существует свой этикет поведения.

Как правильно себя вести?

По значимости театральное представление сопоставимо с торжественным или официальным приемом, поэтому требует соблюдения определенных норм этики общения, поведения. Во все времена существовали свои поведенческие нормы. Сейчас требования к ним немного упростились. Однако это не означает, что их можно игнорировать.

При посещении театрального заведения рекомендуется вести себя сдержанно. Не стоит громко разговаривать, создавать скученность, прилюдно приводить себя в порядок. Для этого существуют дамские комнаты. По любым вопросам можно обращаться к служащим театра. Делать это нужно с особой вежливостью, уважением.

Чтобы не быть «белой вороной» и получить максимум удовольствия от просмотренного спектакля, необходимо соблюдать принятые обществом негласные каноны. Они позволят поддержать атмосферу праздника и своеобразного таинства действия.

Театральная этика уделяет внимание внешнему виду, правилам нахождения в здании театра, в зрительном зале, по окончанию представления. Особая роль отводится нормам поведения детей, за которые ответственны их родители.

Требования к внешнему виду

Первое впечатление создается по внешнему виду. Важен стиль, цветовая гамма, манера носить одежду, прическа.

  • Внешний вид должен быть опрятным. Совсем необязательно надевать шикарные платья или смокинги. Скромный аккуратный образ вполне уместен. Допускаются украшения.
  • Мужчинам лучше прийти в классическом костюме с рубашкой неброских тонов. Не рекомендуется использовать спортивный стиль одежды.
  • Следует уделить внимание обуви, не только ее модели, но и чистоте. Кроссовки, конечно, удобнее, но для театрального мероприятия лучше выбрать классический стиль.
  • Волосы должны быть аккуратно уложены. Они могут спадать с плеч или быть собранными в пучок. При использовании заколок, лучше отдавать предпочтение элегантным неброским цветам и дизайну.
  • Мужчины также должны быть аккуратно причесаны, выбриты. Одной из модных тенденций является ношение бороды. В этом случае она должна выглядеть ухоженной.
  • Можно использовать парфюм.

Однако важно не переборщить с духами или туалетной водой. Иначе это может создать чувство дискомфорта у сидящих рядом людей. К тому же следует учитывать наличие возможной аллергии на запахи.

Выбор места

Среди основных канонов выделяют следующие.

  1. В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.
  2. Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.
  3. Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.
  4. Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

Несоблюдение правил этикета может вызвать ответную реакцию в виде негодования. Чтобы замечания не испортили остаток вечера, нужно быть внимательным к другим.

На спектакле или представлении

К основным правилам поведения, будь то на обычном представлении, оперном или музыкальном, можно отнести следующие.

  • Следует соблюдать полнейшую тишину. Нельзя выкрикивать что-то с места, обсуждать актеров, шуршать сумками, чихать, громко кашлять. Мобильные телефоны необходимо выключить или убрать звук. Это отвлекает не только окружающих, но также самих актеров.
  • Не допускается спать во время представления.
  • Не рекомендуется принимать пищу. Есть следует во время перерыва в специальных местах, например, в кафе или баре.
  • Неприлично покидать зал во время театрального действия, даже если оно наскучило.

  • Если для просмотра спектакля выдан бинокль, то не рекомендуется через него рассматривать других зрителей.
  • Не стоит бурно выражать свои эмоции. Аплодисменты важны в уместное время. Лучше, если они будут сдержанными.
  • Дарить цветы следует по окончании всего действия. Для этого не нужно идти прямиком на сцену. Букеты передают в проходе между сценой и первым рядом или через сотрудников театра.
  • В конце представления актеры несколько раз выходят к зрителям, кланяясь. Поэтому сразу после завершения действия не надо быстрее бежать забирать одежду.

Этикет для противоположных полов

Театральное заведение – это место, где приветствуется соблюдение этикета между мужчиной и женщиной.

  • При входе в здание мужчина должен опережать женщину. Он открывает дверь своей спутнице.
  • В гардеробе мужчина помогает раздеться женщине, только потом снимает свое пальто или куртку. Номерки остаются также в кармане у спутника. Он же их передает гардеробщику по окончании театрального представления. Покидая театр, наоборот, сначала одевается мужчина, а потом он помогает одеться своей девушке.
  • При входе в зал, где будет проходить спектакль, билеты дает контролеру мужчина. Они должны храниться у него.
  • К местам, указанным в билетах, мужчина проходит первым, показывая путь своей спутнице.
  • Найдя нужные сиденья, мужчина должен подождать, когда устроится женщина, а затем сесть самому.
  • Если во время перерыва женщина остается в зале, то мужчине рекомендуется остаться рядом с ней. Если же ему все-таки необходимо выйти, то он может это сделать, предварительно извинившись.

Соблюдение этических норм позволяет произвести положительное впечатление на спутницу, вызвать симпатию, доверие.

Памятка для детей

Дети являются самыми требовательными зрителями. Они тонко чувствуют атмосферу неискренности. Для каждого возраста характерно свое восприятие окружающего мира, поведенческие особенности. Но, несмотря на это, детям с раннего возраста необходимо прививать правила этикета, которые помогут им стать успешными в жизни.

Перед первым посещением театрального заведения ребенку важно кратко, в общих чертах, объяснить, что это за место, зачем туда приходят, какие есть правила поведения.

  • Во время театрального действия надо сидеть ровно на своем сиденье, стараясь не задевать соседей.
  • Запрещается бегать, прыгать. А во время спектакля не допускается даже ходить.
  • Нужно соблюдать полную тишину. Нельзя кричать, громко смеяться, говорить.
  • Нельзя есть, разбрасывая крошки, мусор.
  • Неприлично выходить во время театрального представления.
  • Нельзя играть в игры на телефоне, даже если то, что происходит на сцене, кажется неинтересным.

Решив посетить театральное мероприятие с ребенком, необходимо заранее выяснить продолжительность театрального представления, и правильно оценить способность малыша высидеть до конца.

О том, как вести себя в театре, смотрите в следующем видео.

Нужно знать! Театральный этикет — Правильное поведение в театре: культура и традиции

В Санкт-Петербурге — самые замечательные и знаменитые театры, в которых можно душевно провести время и получить истинное вдохновение. Театр всегда называли храмом искусства. А пойдём мы в него, будучи одетым в чём попало, и будем ли мы там устанавливать свои порядки, т.е. вести себя так, как нам хочется? Ведь «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Так дело обстоит и с театром. Не нужно путать поход в театр с вылазкой на природу, — это не тот поход на полянку для жарки шашлыков или в лес по грибы, джинсы не подойдут. И, конечно же, пойти в театр не означает посетить кинотеатр, куда можно идти с вёдрами попкорна.

Визит в театр должен стать — праздником, и несмотря на эклектичность нашего времени, в театре незабвенно и неизменно царит классика. Актёры дарят своим зрителям свои лучшие порывы и воодушевление, вкладывая частички своих сердец и душ в каждую постановку.

И разве зритель имеет право быть неблагодарным? Если не соблюдать этикет, прийти в коже и кроссах, и вести себя в театре так, как душа просит, типа, эх, королевства маловато — разгуляться ей негде, то никакие высокопарные словесные почести, «Браво» и «Бис» не принесут артисту абсолютно никакой радости. После такого даже самые дорогие горы цветов и подарков не нужны артисту, который однозначно скажет: «Не верю».

Ничего не сможет так скрасить встречу и сблизить зрителя с актёром как взаимное уважение и понимание, а главное, — любовь к Его величеству — Театру. При соблюдении этикета создаётся особо трепетная атмосфера в театре, где сверху витают Музы, воодушевляя каждого артиста и преподнося в дар каждому зрителю — истинное наслаждение.

А чтобы произошло это великое театральное таинство, потребуется всего-навсего соблюдение некоторых несложных правил. Показать свою культуру и чтить традиции театрального Петербурга, который известен испокон веков своей высокой духовностью и богатейшим культурным наследием, это уж в городе на Неве сами высшие силы велят. Итак, вперёд, изучаем этикет и нас ждёт — восхитительный поход в Театр!

«Театр начинается с вешалки»

Эта фраза так же, как и упомянутая выше: «Не верю!» принадлежит великому русскому театральному режиссёру, актёру и педагогу, теоретику и реформатору театра, создателю знаменитой на весь мир актёрской системы — Константину Сергеевичу Станиславскому (1863—1938).

Но стоит отметить, если фраза о «неверии» точно принадлежит театральному классику, изречение же насчёт «вешалки» до сих пор вызывает споры. Дело не в содержании, а в авторстве. Некоторые эксперты сомневаются, что именно так говорил великий педагог, и он ли вообще.

За неимением больших документальных доказательств, по этому поводу всегда цитируют выдержку из письма К. С. Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ от 23 января 1933 года, которое он написал, отвечая на их приветственный адрес к его 70-летию:

Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нём спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей.

Верить в то, что говорил ли так в точности Станиславский, или нет, дело каждого. Либо, может, какой-то другой гений это сказал. Ведь, реально, — сказано гениально! Поэтому не столь важно, кто сказал. В нашем же контексте, важно понять, что театр начинается с вешалки и не только в гардеробе театра, а ещё с вешалки в нашем платяном шкафу.

В чём идти в театр

Согласно этикету выходного дня, посещать театральные мероприятия рекомендуется в нарядной одежде. Дамы надевают выходное платье, джентльмены — костюм темного цвета, светлую рубашку, галстук. Премьерный показ — особое мероприятие, посещая которое мужчине подойдёт смокинг или фрак, даме — вечернее платье, украшения.

  • Внимание! Для театра недопустим откровенный наряд, а также футболка, шорты.

Приходим вовремя

Существует важное правило этикета: на спектакль или другое театральное представление необходимо приходить заранее — минут за 25 до его начала. Это время понадобиться, чтобы спокойно раздеться, поправить причёску, купить программку, занять свое место.

Зеркала, висящие на стенах в фойе не предназначены для любования своим шикарным туалетом и «наведения марафета». Для этих целей имеется специальная комната, где каждая леди сможет поправить наряд, причёску, припудрить носик и подрисовать губки.

В гардеробе

Мужчина должен помочь даме снять верхнюю одежду, только потом он раздевается сам. Передавайте громоздкую верхнюю одежду в гардероб таким образом, чтобы работнице театра было удобно взять её через барьер. Зимой желательно, чтобы леди позаботились о сменной обуви. Сапоги также можно оставить в гардеробе.

Не стоит тащить в театр большие сумки и рюкзаки. Это не вокзал, поэтому с таким багажом вас могут не пропустить во внутрь.

  • Важно! Номерки кавалер кладёт в карман. Не следует носить их на пальце.

Как зайти в зрительный зал

Правила поведения в театре гласят — мужчина должен войти в зал первым и показать спутнице дорогу. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за причинённое беспокойство.

Подойдя к своих местам, кавалер ждёт, когда дама выберет более удобное место, только потом он садится сам. Если на концерт пришли две пары, то кавалеры должны занять крайние сидения, предоставив спутницам места посередине — с лучшим видом на сцену.

Если дама пришла в театр сама или с подругой, то за помощью можно обратиться к дежурной по залу.

Если вы опоздали

Что делать, если вы опоздали? Обратиться к дежурной по залу, которая найдёт для вас свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету.

В зрительном зале

  • Увидев знакомых, не нужно кричать, либо махать им руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой.
  • Если вы желаете сесть рядом со своими друзьями, которых вы встретили в театре, поинтересуйтесь у их соседей по креслам, согласны ли они поменяться с вами местами. Важное условие — вы должны предложить равноценное место или более удобное.
  • Правила поведения в театре гласят — запрещено приходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками.
  • Если вы проголодались — сходите на перерыве в буфет. Однако, нужно успеть покинуть его до третьего звонка.
  • Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение.
  • Никто не должен оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям, сидящим сзади, обзор сцены.
  • Объёмные высокие прически, а также очень резкие духи в данном месте недопустимы.
  • Пользуйтесь парфюмом в меру, ведь в зале могут находиться люди, которые весьма чувствительны к запахам.
  • Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль.

Во время спектакля

Позаботьтесь о соблюдении тишины во время представления. До начала спектакля необходимо выключить мобильный телефон или переведите его в беззвучный режим. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла.

Не нужно разговаривать или перешептываться. Всё это отвлекает не только соседей, но и мешает актёрам войти в роль. Обсуждать представление и игру актёров принято во время антракта.

Если вы простудились, лучше пропустите спектакль, так как чихание и покашливание будут мешать всем зрителям. Если посреди представления возникла проблема с самочувствием, следует принести извинения соседям и незаметно покинуть зал. В других ситуациях покидать зал разрешается только во время перерыва.

  • Внимание! Нельзя шуршать обёртками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Для этих целей существует буфет, где во время перерыва можно перекусить.

Как сидеть в кресле

По правилам театрального этикета — сидя в кресле не следует:

  • класть одну ногу на другую;
  • сидеть на краешке кресла;
  • облокачиваться на спинку переднего сидения.

Также не нужно разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник — правый.

  • Важно! Дурной тон — злоупотреблять нежностями. Например, сидеть, склонив голову друг к другу. Так вы загородите вид на сцену людям, сидящим сзади.

Во время антракта

Когда закончится первый акт спектакля, то можно отправиться в буфет либо прогуляться по фойе, чтобы посмотреть настенные фотографии известных артистов. Мужчина должен сопровождать свою даму либо быть рядом, если ее желание — остаться на своём месте. Если мужчине нужно выйти, то можно это сделать, извинившись перед своей спутницей. Желательно не оставлять ее надолго.

  • На заметку! Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.

Благодарность артистам

Выразить благодарность артистам за работу помогут продолжительные овации. Высшая степень восхищения — восклицания «Браво!». За самые понравившиеся номера можно вызывать «На бис» — не более 3-х раз. Но не стоит злоупотреблять этим, чтобы не утомлять артистов.

Проявлять восхищение игрой артистов принято только в определённые моменты. Нужно запомнить, что неуместное хлопанье мешает целостному восприятию представления. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья. Аплодисменты уместны:

  • В конце каждого акта.
  • При удачных сценах или ариях (в опере).
  • По завершении представления.

По правилам хорошего тона — некультурно бросать цветы к ногам актёров или для вручения выскакивать на сцену. Букет для любимого актёра следует дарить лично в руки, в проходе у авансцены либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку.

  • Совет! Идите в театр только в отличном расположении духа. Ведь доброжелательный зрительный зал создаёт благоприятную атмосферу для игры актёра. А не наоборот, как некоторые думают, что лицедей, типа, должен развлекать и тем самым всем настроение поднимать.

По окончании спектакля

По правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление ещё не закончилось. Это всё равно что, находясь у кого-то в гостях, убежать, не попрощавшись. Зачастую артисты по несколько раз выходят на поклон. Разве им приятно будет увидеть спины своих зрителей, спешно покидающих зал? Лучше поблагодарить актёрский состав аплодисментами.

Не летите пулей в гардероб после представления. Спокойно спуститесь в фойе. Можно прогуляться по холлу и подождать, пока очередь не уменьшится. После спектакля кавалер обязан провести свою даму домой. Мужчина также может пригласить её в уютное кафе или ресторан, чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Время, проведённое на стоянке такси можно также использовать на обсуждение увиденного.

Этикет гласит

Старайтесь вести себя вежливо и доброжелательно ко всем окружающим на протяжении своего нахождения в театре и он подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту. В этом случае — вам достанутся самые приятные и лучшие впечатления, которые запомнятся надолго, до следующего похода в Театр!

Правила поведения в театре: особенности этикета

  • ГЛАВНАЯ
  • ЭТИКЕТ
    • О ТЕАТРЕ
    • НОВОСТИ
    • ЛЮДИ ТЕАТРА
    • ПРЕССА
    • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • АФИША
  • РЕПЕРТУАР
    • СПЕКТАКЛИ
    • АРХИВ
    • СКОРО
  • БИЛЕТЫ
  • КОНТАКТЫ
    • КАК НАС НАЙТИ
    • ГОСТЕВАЯ КНИГА

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Для большинства зрителей посещение театра — это маленький праздник, и важно сохранить ту особую атмосферу, которая присуща всем праздничным событиям. Но театр — это ещё и сложный творческий процесс, требующий уважения и бережного к себе отношения. Ваш жизненный опыт, умение сопереживать, активно смотреть и слушать, ваша настроенность на происходящее, способность удивляться и подхватывать энергию, идущую со сцены, — это те качества, которые помогут, пусть даже на один вечер, стать сотворцом спектакля.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Сегодня, отправляясь в театр, вы можете не придерживаться строгих правил, но праздник всё-таки предполагает нарядную одежду, а не спортивные штаны или рабочую робу. Нет нужды напоминать о том, что одежда, кроме всего прочего, должна быть опрятной, а обувь — вычищенной. Женщина в театре должна расстаться со своей шляпкой, а причёска типа «башня» на голове дамы — знак неуважения к тем, кто сидит позади неё.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Театр, как известно, начинается с вешалки. Если вы пришли вдвоём, мужчина должен помочь женщине сдать верхнюю одежду в гардероб. Номерок лучше сразу убрать, чтобы не крутить его в руках во время действия и потом не потерят.ь
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp На спектакль следует прийти заблаговременно. Пятнадцати-двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы раздеться, приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей, и сесть на своё место до третьего звонка.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Малая сцена Молодежного театра на Фонтанке имеет свои особенности: входя в зал, публика проходит через сценическую площадку. Поэтому после третьего звонка, даже если вы опоздали всего на две минуты, вас уже не смогут пустить в зал. Тут действует «правило самолёта», который, как известно, не ждёт опоздавших. Но вы сможете до антракта посмотреть трансляцию спектакля в фойе.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Напоминаем, что администрация театра оставляет за собой право заменить объявленный спектакль другим. Если вы уже смотрели данную постановку, то без труда можете вернуть билеты в кассу до начала спектакля.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Проходя между рядами, всегда идите спиной к сцене. Чтобы занять места, указанные в билете, вам часто приходится беспокоить уже сидящих людей. Повернитесь к ним лицом и старайтесь пройти так, чтобы как можно меньше беспокоить тех, кто свои места уже занял. Если же сделать это невозможно, извинитесь за причинённое беспокойство. Первым между рядами проходит мужчина, за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Если ваши места в середине ряда, то стоит занять их заранее.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Помните, что после третьего звонка вас имеют право не впустить в зрительный зал до антракта. Если вам всё-таки позволили войти, как можно тише пройдите и сядьте на первое же свободное место с края, или там, где предложат вам билетёры. В антракте вы сможете занять то, которое указано в вашем билете.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Тишина — одно из самых существенных условий для восприятия спектакля. А значит, следует её соблюдать! Если вы простужены, лучше пропустите зрелище. Ведь кашель и чиханье в зале — это разрушительные звуки. Не говоря уже о мобильных телефонах, которые обязательно нужно выключить до начала представления. Это следует сделать несмотря на то, что в театре периодически действует система, которая глушит все звонки.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Недопустимо разговаривать по телефону во время спектакля, обращаться с вопросами к соседям, обмениваться репликами со своими спутниками, комментировать происходящее на сцене. Даже тихий, как вам кажется, разговор отвлекает и раздражает окружающих, разрушает атмосферу спектакля и может стать поводом для конфликта, который окончательно испортит настроение всем присутствующим.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Не стоит крутиться в кресле, шелестеть программкой, шуршать шоколадными и конфетными обёртками, есть мороженое, пить прохладительные напитки. Совершенно непозволительно оставлять после себя в кресле мусор либо бросать его на ковёр под кресло.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Все съестные припасы и напитки оставьте до антракта — вы ещё успеете ими насладиться, а во время спектакля стоит сосредоточиться на сценическом действии.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Напомним людям, не способным расстаться с жевательной резинкой даже на время, что плоды своих стараний — пережёванную резинку, они не могут оставлять, где попало. Поберегите кресла, ковры и стены!
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Своими впечатлениями лучше делиться в антракте. Бывает, что увиденное на сцене начинает вас раздражать, вы не воспринимаете происходящее, но постарайтесь сдержать свои чувства, дождитесь ближайшего антракта и покиньте театр.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Если же так случилось, что вам крайне необходимо выйти из зала прямо во время спектакля, постарайтесь при этом причинить остальным зрителям как можно меньше беспокойства. Поднимитесь по ступенькам до конца зала и выйдите в самую дальнюю от сцены дверь. На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке и на сцене Театра Дождей выход из зала особенно затруднён — вам придётся спустить к сцене и пройти по ней во время действия. Если ждать вы не в силах, уйдите с максимальной деликатностью.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Фото- и видеосъёмка в театре запрещены. Исключение делается для сотрудников средств массовой информации, приглашённых администрацией для освещения важных театральных событий. И в этом случае важно, чтобы сидящие рядом зрители проявили немного терпения — любая аппаратура, даже самая совершенная, иногда всё-таки может вам помешать, но это не повод устраивать сканда.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Спектакль окончен. Вы находитесь под впечатлением от увиденного. Не торопитесь в гардероб, не дождавшись ухода артистов со сцены. Неприятно наблюдать, даже со стороны, как после окончания представления актёры выходят на поклоны и видят спины убегающих зрителей, а топот ног заглушает шум аплодисментов. Десять минут, которые вы можете «сэкономить», убегая в гардероб, разрушают ваши впечатления, мешают окружающим и огорчают актёров.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Если вы хотите преподнести цветы особенно понравившемуся вам артистам, не поднимайтесь на сцену. Имейте в виду, что своим появлением там вы нарушаете все театральные табу. Сцена в театре — святое место, куда не имеют право ступать посторонние. Если же вы к тому же не переобулись, то вся уличная грязь окажется на подмостках. И ещё одна подробность, о которой подчас никто не задумывается: поклоны — это часть театрального действия, которое вы своим решительным вторжением разрушаете. Актёрам же, разумеется, важно доиграть спектакль до конца, по этой причине они не сразу реагируют на ваше присутствие на сцене, и вы сами обрекаете себя на неловкое топтание на виду у всей публики. Дождитесь того момента, когда все участники спектакля выстраиваются на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Тем самым вы продемонстрируете своё уважение к театральному этикету и исключите любую неловкость.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp На Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке и на сцене Театра Дождей для общения с актёрами нет никаких препятствий, но при этом бегать по подмосткам с цветами всё-таки не стоит. Напомним, что уникальность этой площадки даёт неповторимое ощущение присутствия «внутри» действия, но и налагает на зрителей дополнительные обязательства: ваш такт и воспитанность помогают спектаклю пройти на самом высоком уровне.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Театр не может существовать без публики — она часть театрального процесса, и хороший зритель так же важен для актёров, как хороший спектакль для зрителя! Мы всегда рады видеть вас в нашем театре, мы желаем вам незабываемых впечатлений и надеемся, что, будучи сотворцами спектакля, вы сделаете всё от вас зависящее, чтобы праздник удался!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *