Русский народный костюм

Русский народный костюм

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.

Мужской русский народный костюм

Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Зимний русский народный костюм

Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

Русский национальный костюм

Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.

Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.

Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.

Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.

Мужской гардероб

Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.

Головные уборы

Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!

Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.

Гостиничный комплекс «Подворье»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.

«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!

Как сшить народный костюм?

Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!

Особенности народного костюма

Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.

  • У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
  • У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.

Ткани для костюма

Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.

Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего интернет-магазина выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.

Мы можем предложить ситец , шелк , парчу , бархат , атлас . Разнообразная тесьма , шитье также имеются в наличии.

Женский русско-народный костюм

Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.

Сарафан

Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.

  • Сложить ткань вдвое.
  • По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
  • От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
  • Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
  • Вырезать.

Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).

Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.

  • Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
  • Низ подвернуть и прострочить.
  • Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
  • Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
  • По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
  • Пришить бретели.

Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.

Блуза

Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.

Или постройте по приведенному ниже чертежу.

Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.

Мужской русско-народный костюм

Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.

Рубаха

Рубаху можно сшить на основе футболки.

  • Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
  • По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
  • Увеличить немного высоту горловины.
  • Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
  • Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
  • Низ подогнуть и подшить.

На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.

Штаны

Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.

Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.

Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.

  • Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
  • Вшить ластовицу.
  • Сшить боковые внутренние и внешние швы.
  • Верх подогнуть и прострочить.
  • Продеть резинку или веревочку.
  • Низ подогнуть и подшить.

Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.

Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.

Русский народный костюм

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.


С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».

Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE .

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.

Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».

Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Великорусский народный костюм

Человечество находится на пороге нового тысячелетия, на пороге XXI в. Каким ему быть — наша забота. Настало время больших и серьезных перемен в жизни общества, время серьезных забот о человеке, о его благе. Настало время всерьез подумать также о нашей культуре, искусстве, о развитии богатейших национальных традиций.

Решение актуальных задач повышения качества изделий народного потребления неразрывно связано с обновлением и развитием ассортимента современной одежды, обуви, дополнений к костюму. Творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви является русский народный костюм.

Русский народный костюм как богатейший художественно-конструкторский источник творчества почти не изучался, не исследовался. Исследователи-историки обращались к русскому народному костюму в основном как к историко-этнографическому источнику, как объекту материальной культуры. Имеются лишь фрагментарные работы, рассматривающие, например, декоративное оформление русского народного костюма отдельных регионов. Этим объясняется актуальность темы исследования, имеющей также глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл: искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Здесь, наверное, уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций. В музеях хранятся главным образом образцы народного костюма XIX — начала XX в. Дело в том, что сама идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, родилась поздно — в XIX в. Эти «живые» музейные материалы и являются в монографии основным объектом исследования.

Схема групп великорусских костюмов

Русский народный костюм как памятник народного искусства, собранный музеями, «обнародован» сегодня весьма недостаточно. Справедливы порой упреки художников, искусствоведов, писателей и других деятелей искусства в адрес музеев о скупой, а порой неверной и даже искаженной пропаганде русского народного костюма музейными экспозициями. Как образно писал в журнале «Москва» В. Щербаков, в существующих музейных экспозициях народного костюма чаще можно увидеть залатанные армяки из грубого холста, совершенно изношенный, потерявший вид простенький сарафан, истоптанные лапти и т.п.

Наиболее содержательные, красочные костюмы, как правило, хранят музеи в запасниках, их чаще всего можно отыскать в сундуках, ящиках или шкафах, старательно упакованными, спрятанными от людских глаз. Из-за такой «пропаганды» современник, специалист не в силах представить, насколько мудр, изобретателен русский человек, какими богатыми духовными возможностями и благородством он наделен.

Отдельные временные выставки-экспозиции, практикуемые, например, Вологодским и другими областными краеведческими музеями, Музеем народного искусства (МНИ), Государственным Историческим музеем (ГИМ), Государственным музеем этнографии (ГМЭ, С.-Петербург), не в состоянии восполнить пробел в пропаганде и познании богатства русского народного костюма.

К сожалению, музейные коллекции костюмов иногда доступнее зарубежному зрителю, чем своему народу. Известны неоднократные высказывания прессы об отсутствии литературы, раскрывающей достоинства русского народного костюма, а также о выпуске отдельных изданий, не имеющих ни эстетической, ни практической ценности. Таким изданием, например, справедливо называют выпущенные в 1966 г.

издательством «Советский художник» открытки русского народного костюма XIX в. художника В.И. Гордеевой, которая лишь пародировала подлинно народную красоту и даже фальсифицировала некоторые костюмы.

Не всегда достойными пропагандистами русского народного костюма являются самодеятельные народные хоры и ансамбли. »Плиссированные юбки, сарафаны с аляповатыми орнаментами, стилизованные кокошники, клеенчатые сапоги. Этот же псевдорусский стиль проникает и в профессиональное искусство», — так писал в 70-х гг. В. Щербаков. Это замечание актуально и сегодня. Не получили пока широкого развития богатые традиции народного костюма и в современном бытовом костюме. Причиной всему этому — недостаточность знаний о подлинном русском народном костюме, недоступность первоисточника специалистам, отсутствие фундаментальных исследований по выявлению художественно-конструкторских достоинств русского народного костюма.

С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается, а интерес специалистов к ним все более увеличивается. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня -своего рода неподвижный «консервант культуры». Чтобы традиционная культура народа, отраженная в художественных памятниках, каким является костюм, стала доступной и широко понятной современнику, и в первую очередь специалисту, требуется создание особой связи с первоисточником. Необходима такая связь с музейными образцами, чтобы, не обращаясь к подлинникам народного костюма, можно было получить достоверную информацию о них. Возникла необходимость разработки принципа и метода перевода содержания народного костюма на язык специфических карт и составления банка данных.

Впервые исследование художественных достоинств русского народного костюма построено на обширном подлинном материале. Автором в течение 20 лет изучались подлинники музейных собраний российских областных краеведческих музеев (12 регионов), в ГМЭ (Санкт-Петербург), МНИ и ГИМ (Москва) и других музеях; в исследование включен также материал, собранный автором во время экспедиции на Русский Север (1966-1967 гг.) и переданный музею Московского текстильного института.

Исследование художественно-конструкторских достоинств проводилось в основном на примере народного праздничного костюма, который в большей степени декорировался, был наиболее красочным и больше сохранился. Повседневная одежда представляла в основном те же конструктивные решения, что и праздничная, но изготовлялась из более грубых тканей.

Основные цели исследования следующие:

  • выработка методики работы с подлинниками русского народного костюма. Систематизация материала музейных коллекций и разработка классификатора русского народного костюма;
  • выявление наиболее характерных элементов костюма каждого исследуемого региона, расшифровка их и донесение до специалиста композиционно-конструктивных достоинств элементов народного костюма, а также установление специфической коммуникации с первоисточником;
  • реставрация композиций костюмов-комплексов по регионам и выделение костюмов-образов, которые наиболее выразительно представляют особенности каждого региона, иллюстрируя композиционно-пластическое своеобразие костюмов.

Это новое направление исследования, профиль научной деятельности художника-конструктора, специалиста современного костюма, который ставит задачей выявление композиционно-конструктивных особенностей народного костюма с целью использования художниками-конструкторами в творческой деятельности первоисточника при создании современного костюма (бытового, сценического).

Поставлена задача донести до современного специалиста по костюму эстетическую сущность русского народного костюма. Исследование направлено также на пропаганду богатства духовных и эстетических возможностей русского народа через выявление художественных достоинств традиционного национального народного костюма.

Необходимо отметить, что исследование впервые проводилось с позиции выявления художественных достоинств русского народного костюма как ансамбля на обширном подлинном материале. Автором изучено и проанализировано свыше тысячи подлинных образцов элементов русского народного костюма основных музейных коллекций страны, располагающих такими памятниками национального искусства.

Изучение подлинников музейных коллекций усложнялось тем, что не всегда имелись сведения относительно места, времени бытования элементов костюмов; собранные музеями экспонаты в большинстве случаев разрознены, не скомплектованы. Проведена работа по подбору и комплектованию элементов и реставрации костюма в целостные композиции.

Изучение и систематизация музейных подлинников проводились по принципу выявления наиболее типичного, характерного с учетом накопленного опыта работы с первоисточником, необходимых знаний, а также имеющихся литературных и иллюстративных материалов по русскому народному костюму. Была поставлена задача реконструировать элементы русского народного костюма, выявить двязь между материалом, конструкцией, технологией изготовления и формой.

Исследованию подлинников предшествовали составление описания экспонатов, их фотографирование (на черно-белую фото- и цветную слайдовскую пленку), зарисовка и замер. Была разработана система замера экспонатов и определены составные детали каждого элемента, их величина и конфигурация, позволяющие воспроизвести развертку поверхности элементов костюма на ЭВМ и реконструировать конструктивно-технологические особенности образца.

Замеры экспонатов проводились так, чтобы можно было получить внешний вид образца спереди и сзади. Составление общего внешнего вида элемента костюма проводилось складыванием образца вдвое и наложением передних полотнищ (полочек) на заднее полотнище (спинку) по линии плеча и середине рукава. Образцы укладывались на плоскость симметрично, осью симметрии являлась продольная вертикальная линия — середина переда совмещалась с серединой спинки.

Общий вид (вид спереди и сзади) иллюстрирует расположение линий соединения полотнищ-деталей, связь конструкций с материалом, т.е. наличие модульной зависимости конструкции и формы от ширины полотнища ткани, заданного параметрами ткацкого станка.

Согласно замерам были проставлены основные параметры деталей. При этом фиксировались ширины полотнищ ткани, ширина и длина клиньев, ноликов, ластовиц. Для получения необходимых дополнительных замеров с целью получения полного представления о конструкции образцы располагались соответственно в наиболее прочитываемых положениях.

Развертка поверхности образца строилась в масштабе с ориентацией на оси координат — -середину переда и спинки и линию плечевого пояса (линия перегиба полочки и спинки и соответственно продольная, средняя линия перегиба в случае цельновыкро-енных полотнищ).

Формирование картотеки конструкции ставит целью проиллюстрировать развертку деталей и внешний вид (спереди и сзади) элементов костюма, подчеркнуть рациональность конструкции, ее функциональность, подтвердить безостатковый модульный раскрой одежды.

При формировании картотеки композиции на изображения внешнего вида (спереди и сзади) картотеки конструкции наносились характерные для образца декоративные элементы с целью реконструкции композиции и выявления с помощью конструктивных линий выразительности образца. Картотека композиции иллюстрирует связь декора с формой и конструкцией, т.е. в какой степени конструктивные линии являются одновременно композиционными (декоративными). Таким образом по картотекам двух массивов представляется возможным получить информацию об архитектонике элементов костюма.

Предлагается самостоятельное цифровое кодирование конструкции и композиции элементов костюма. С учетом направленности исследования первоисточника не требуется подробнейшая дословная информация, допускается обобщение с сохранением образной характеристики. В связи с этим при кодировании цвета и рисунка ткани (материала), орнаментальных мотивов предполагается классифицирование этих характерных особенностей — создание банка данных эталонов цвета (фона) тканей и декора.

Исследованию русского народного костюма по сохранившимся подлинникам предшествовало изучение древнерусского костюма. Поэтому интерес вызывает история элементов, составляющих русский костюм, и костюма в целом как ансамбля.

Здесь более всего интересен крестьянский костюм как основа национального традиционного костюма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *