Традиции и обычаи чеченской свадьбы

Традиции чеченской свадьбы

К заключению брака кавказцы готовятся тщательно, поскольку создание молодой семьи, продолжение рода считается особо важным событием на жизненном пути каждого. Древние традиции чеченской свадьбы присутствуют и в современном бракосочетании. Этот великий праздник окутан самобытными обрядами, колоритными элементами кавказской культуры. Девушка выходит замуж, а мужчина женится строго по согласию родителей обеих семей.

Особенности свадебных традиций чеченского народа

Согласно традициям чеченской свадьбы, фамилию будущей невесты тщательно проверяют по материнской, отцовской линии трех поколений во избежание возможного кровосмешения. К тому же оценивают невесту, учитывая состоятельность ее родни, отзывы соседей, знакомых. Жених должен накопить приличную сумму денег, поскольку его семья будет угощать всех приглашенных на свадьбу гостей, немало финансов потребуется на сватовство и выкуп невесты.

Сватовство у чеченцев происходит своеобразно. Еще во время знакомства парень, которому понравилась девушка, посредником передавал ей конфету в знак заинтересованности, внимания к ней. Девушка «отвечала взаимностью» – отдаривала мужчину двумя носовыми платками. Такие ухаживания повторялись еще два раза, после чего молодой человек узнавал от девушки окончательное решение по поводу создания союза между ними. Последнее слово было за отцом чеченки.

Выкуп невесты и калым

Бытует ошибочное мнение, будто бы невесту жених в буквальном смысле слова «покупает» у ее родителей. На самом деле, это психологический шаг, суть которого – показать свою состоятельность, щедрость. Выкупом чеченцы демонстрировали свою благодарность родителям невесты за их дочь, превознося сущность человека над материальными ценностями. Сумму калыма говорит мулла. Но родственники молодого всегда дают больше денег, демонстрируя свои добрые намерения, положительное отношение к невесте и ее семье. Калым обычно отдают невесте как первый капитал для начала супружеской жизни.

Обряд “Чокхи”

Накануне одевания невесты в свадебный наряд проводилось ритуальное купание. Ванну окуривали ароматными травами, а в воду добавляли настои целебных трав. На чистую и свежую кожу девушки наносили символические рисунки – полосы на спину и руки. Далее совершали обряд «Чокхи». Родные тетушки новобрачной, подруги прикалывали новую иголку к подолу свадебного платья от сглаза и злых сил. К приданому новобрачной тайком прятали фасоль, початок кукурузы, косточки абрикоса или персика. Это действие было пожеланием, чтобы девушка стала многодетной матерью.

Новобрачной вручали красивый платочек, внутри которого были завернуты серебряный рубль и лента. Эти дары вместе с иголкой на подоле платья невеста хранила всю жизнь как дорогую реликвию. Далее проводился выкуп молодой друзьями жениха. Веселье, звонкий смех, красноречивые доводы с обеих сторон (невесты и жениха) по поводу того, кому принадлежит новобрачная, воцарялись во дворе молодой. Виновница торжества собирала приданое, затем свадебный кортеж направлялся к дому суженого. Гости расходились по домам, оставались только приехавшие издалека родственники молодой.

Приезд муллы для заключения брака

Обряд бракосочетания по Корану совершает мулла, представитель мусульманского духовенства, сначала в доме новобрачной, затем у жениха. Все посторонние оставляли жилище, кроме самой невесты, шафера и двух уже замужних женщин. Ритуал проводили от сглаза, оставляя в помещении только выше перечисленных участников обряда. Шафер три раза водил молодую вокруг очага, после рвал железную цепь или веревку. Этот обряд символизировал разрыв дочери с ее семьей.

Мулла проводил такую же процедуру в комнате новобрачного, где присутствовали двое мужчин. Неважно было, кто свидетельствовал при женихе – молодые парни или женатые мужчины. Задача муллы – успеть совершить обряд брачного союза жениха с его суженой, пока свадебный кортеж с невестой не приехал к дому молодого мужчины. После проведенного обряда в обеих семьях считалось, что молодые уже женаты.

Свадебный поезд

Во дворе жениха готовится свадебная процессия, цель которой – привезти новобрачную в ее будущий дом. Свадебный поезд формируют из большого количества авто. Первая и самая привлекательная машина – невесте. В путь собираются мудрейшие старики, сестра суженого, мусульманский священник (мулла). Свадебный поезд быстро мчится к дому невесты, причем каждый водитель старается перегнать своего соседа на дороге. Такие «гонки» приостанавливает первое авто для невесты, сбавляя скорость во избежание аварий.

Гости невесты и родные с нетерпением ждут свадебный кортеж жениха. И когда «поезд» уже прибыл, гости знакомятся между собой. Везде царит веселье, смех. Родители невесты угощают приехавших гостей разными вкусностями. Затем начинается символическое «сватовство» и заохалол – чеченские танцы. Спустя некоторое время процессия забирает невесту, свадебный поезд увозит новобрачную в дом предстоящего праздника. Там невесте указывают угол, где она простоит до конца свадебного торжества.

Традиция “Коврик с веником”

По прибытию свадебного поезда для невесты будет еще одно испытание – коврик с веником. Новобрачная под радостные возгласы, поздравления гостей выходит на устланный ковер к дому свекрови. Перед ней оказываются веник и небольшой коврик. Ее задание – не пропустить эти «подарки», показывая свою хозяйственность, принять их в сторону. Чеченки со стороны суженого осыпают молодую деньгами, сладостями, преподносят свекрови ложечку масла и меда, а затем дают попробовать невестке.

Обычай «Мотт бастар» – «развязывание языка»

С наступлением вечера невеста вовлекается в старинный обряд «развязывания языка». Здесь обязательно присутствует свекровь, взрослые мужчины. Старейшине свадьбы новобрачная преподносит пиалу с водой. На его вопрос, можно ли пить, молодая отвечает: «Пейте». Но перед этим молодые парни смеются, развлекают невесту, пытаясь ее разговорить. Девушка должна выдержать, чтобы не вымолвить слово. Жених после услышанного «пейте» пытается также разговорить супругу. Невеста «развязывает язык» только после дарования ей женихом денег. Эту сумму, по традиции, она передает свекрови.

Традиция – отведения невестки к воде

Молодая чеченская невестка после отшумевшего свадебного торжества должна была войти в семью жениха по особому обряду. Уже замужнюю женщину в веселом окружении молодежи отводили к ближайшему водоему. Невестка несла большой кувшин, и должна была набрать воды после проведенного ритуала. Накануне пекли пирог внутри с иголкой, которая находилась на подоле платья невесты во время свадьбы. Этот пирог кидали в водоем, затем стреляли по кулинарному изделию. Все веселые и счастливые с водой в кувшине возвращались в аул.

Традиция и правила застолья чеченской свадьбы

Свадебное мероприятие отмечают чеченцы два-три дня, независимо от погоды – во дворе. Жених же эти дни находится у своего друга. Невеста, согласно традиции чеченской свадьбы, должна простоять на торжестве, ни разу не присев. Возле нее находится только подруга, которой разрешалось кушать. Инал-тамада, уважаемые люди селения садились на самом почетном месте свадебного стола. По одну сторону от них рассаживались девушки, по другую – мужчины, причем по возрасту. Дети и подростки стояли у праздничного стола.

После поздравлений родителям молодых начинались танцы. На свадьбе гуляли все желающие. Танцпол разделялся на две части – отдельно танцевали полукругами мужчины и женщины. Танцевальный тамада руководил плясками, организовывал пары танцоров. Невеста же стояла скромно и молчаливо в углу. Через несколько часов свекровь открывала фату своей невестке. Позже молодую одаривали подарками, затем отправляли домой к жениху.

Видео: обычай на чеченской свадьбе – стрельба в воздух

Чеченцы – древний воинственный народ, но даже в мирное время могут нарушать тишину громкие звуки их оружия. Ни одна чеченская свадьба не обходится без выстрелов в воздух. Что символизирует канонада из оружия, узнайте в ниже представленном видеоролике

Чеченские свадьбы — обычаи и традиции

Процесс сватовства у чеченцев заключается в том, что молодой человек делает девушке предложение руки и сердца. Если она согласна, то дарит юноше кольцо или платок. Этот талисман означает, что она теперь занята – просватана. Обязательно в присутствии родственников жених и невеста договариваются о назначении дня празднования свадьбы. Для начала свадьбы, которая продолжается три дня, выбирают среду, субботу или воскресенье, обычно после окончания сева или сбора урожая. Чеченские свадьбы – это важное событие в жизни не только главных действующих лиц и их родителей, но и всего села. Окончательное разрешение на их проведение дают старейшины. Они же проследят, чтобы были соблюдены обычаи чеченской свадьбы, которая называется ловзар.

Лишь только согласие старейшин получено, начинает свою работу своеобразный свадебный штаб, в который входят, как правило, родственники и близкие друзья жениха. Они должны досконально расписать весь сценарий торжества до малейших деталей. Чеченские свадьбы – это настоящие театрализованные представления. И все роли должны быть заранее распределены. Вплоть до того кто где будет стоять и что говорить. Это нужно, чтобы не обидеть никого из гостей и правильно соблюсти традиции.

Чеченская свадьба по обычаю начинается с того, что друзья жениха забирают её из родительского дома. Как это часто бывает и в традициях других народов, за одетую в роскошное свадебное белое платье невесту требуют выкуп. Друзья платят его сначала старикам, которых назначили старейшины села, в доме невесты. Сумма этого выкупа-калыма оговаривается заранее. А потом подруги и родственники невесты ещё преграждают путь кортежу верёвками, пока не получат выкуп.

Далее невесту торжественно везут на машине через всё село к дому жениха. Проезжающие мимо чеченские свадьбы издавна принято приветствовать выстрелами в воздух.

На крылечке невесту ожидает мать будущего мужа с чашкой сладостей в руках. Но перед встречей с будущей свекровью её ждёт ещё одно испытание. На порог дома жениха специально выкладывается коврик (раньше это была бурка) и веник. Считается, если невеста аккуратно уберёт эти предметы в сторону – то умна. Если просто перешагнёт – то глупа. Дальше мать жениха угощает и приглашает в дом будущую невестку, осыпая её сладостями. Здесь девушку усаживают на почётное место и приносят ребёнка мужского пола, как правило, первенца одного из почётных гостей. Она должна взять его на руки и поиграть с ним. Этот обычай чеченской свадьбы является символическим пожеланием для молодых рождения здоровых детей, желательно мальчиков.

Начинается застолье, в котором не участвуют ни жених, ни невеста. В первый день жених по традиции проводит вне дома, веселясь в кругу своих друзей. Невеста находится в доме жениха, но она не должна в этот день садиться и заговаривать первой с друзьями и родственниками жениха. Чеченские свадьбы – это, прежде всего, не застолье, а свадебные танцы. Всё торжество сопровождается музыкой приглашённых артистов и танцами гостей. Каждый чеченец учится танцевать, как только начинает ходить. Мужчина, не умеющий танцевать, считается некультурным и даже в какой-то степени ущербным. Чеченские свадьбы, в связи со сложной обстановкой последнего времени, стараются обеспечить безопасность всех участников. За тем, чтобы не было конфликтов среди молодёжи, следит главный почётный гость, а также его помощники.

Чеченская свадьба традиции продолжается три дня. Утром третьего дня гости ведут невесту к водоёму. Чтобы приманить водяного, друзья жениха бросают в воду лепёшки, а затем стреляют в них. Невеста набирает воды и относит в дом – теперь она навсегда защищена от водяного. Регистрация брака происходит тоже лишь в третий свадебный день. Новобрачная приобретает статус жены и молодой хозяйки дома.

  • ПАМЯТКА ТУРИСТУ
  • ОТЕЛЬ «НОХЧО СТАР»
  • ВИЗЫ
  • БРОНИРОВАНИЕ

Особенности традиций в жизни чеченцев — свадьба.

О традициях в жизни чеченцев написано много и подробно. Целью данной статьи ознакомление читателя с традициями чеченцев, которые строго соблюдаются в настоящее время, а так же объяснение и раскрытие некоторых подробностей в соблюдении местных нравов.

Да, есть среди чеченцев и ингушей(поскольку мы являемся одним народом) исключения из правил. Поскольку соблюдать и передавать следующему поколению национальные обычаи, нравы и культуру, говорить на одном языке вайнахов (чеченцы и ингуши) очень трудное занятие. Особенно, если они проживают в отдаленных от дома землях. Домом вайнахи называют свою историческую родину. «Поехать домой» — значит в Чечню и(или в Ингушетию).

Каждый чеченец (ка) относятся к определенному тейпу, у которого имеется родовое село с отчим домом. Собственный дом для кавказцев — место сакральное. Свадьба и поминки нужно обязательно устраивать в доме с территорией вокруг, который вместит в себя всю многочисленную родню и гостей. Квартиры для этого не подходят. Любой, даже самый маленький домик – это уже большое преимущество перед квартирой. Именно поэтому, практически каждая семья старается строить собственное жилище и как правило, это происходит в том же родовом селении, откуда родом мужчина (т.к. женщина может быть из другого места родом). Кстати, по внешнему виду хозяев домов часто бывает сложно определить об их благосостоянии. Многие сельские жители одеты совершенно не по моде, но имеют опрятный чистый вид. А дом такой селянин может иметь такой большой, да с такой обстановкой и отделкой, которой позавидует любой состоятельный горожанин. Особое внимание в строительстве жилища уделяется наличию отдельного крытого навеса. Это открытое и большое пространство выполняет много функций: летняя кухня-столовая, веранда, место для укрытия от непогоды автомобиля, площадка для массовых сборов гостей и родственников и т.д. Кстати, такой навес может быть застекленным, иметь отдельный вход. И тогда «раг1о»(по чеченски) используется круглогодично, кроме функции гаража. Автомобили могут спокойно стоять под открытым небом, не боясь коррозии металла.

Так вот три основных события в жизни современных чеченцев имеют прямое отношение к наличию дома и принятым нормам поведения.

  • Создание новой семьи;
  • Рождение ребенка (поведение молодых родителей);
  • Проводы усопшего и посещение больного;

Последний пункт – посетить больного человека — считается обязательным для каждого чеченца, приравнивается к совершению хаджа в Мекку.

Испокон веков, почти все вайнахи стараются проводить свадьбы в собственном доме. И в этом событии имеются свои принципы:

  • Выплата калыма за невесту;
  • «Гуляют» только родственники жениха (мужа);
  • Свадьбы проходят на территории жениха (дом или ресторан);
  • Самого жениха на свадьбе не бывает. Это праздник невесты и родственников жениха;
  • Гости (мужчины и женщины) празднуют раздельно (в разных комнатах).

В настоящее время и, надеюсь, навсегда в будущем у вайнахов запрещены добрачные интимные связи молодых! Женщина на Кавказе не для развлечения, а для семьи и продолжения рода. Во время конфетно-букетного периода нельзя даже дотрагиваться до девушки. Встречи происходят в людных местах или в присутствии подруг, родственников, и не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Предложение руки и сердца происходит от мужчины (парня). Если девушка согласна, то в подтверждение своего ответа обязательно «подкрепляет» своей вещью. Обычно, это бывает кольцо. Но сгодятся и часы, браслет или какое-либо другое личное украшение невесты.

Получив «доказательство» согласия от девушки новоявленный жених дает знать о своих намерениях своим родителям. Если родители согласны с выбором сына, то далее несколько человек из родственников (сестра, тетя, брата) отправляются на сватовство к родителям невесты. И только получив одобрение от родителей по обе стороны, молодые будут готовиться к свадьбе, предварительно назначив примерную дату торжества. Почему? Потому что на жизнь – штука непредсказуемая. Могут возникнуть обстоятельства «непреодолимой силы» — смерть родственников или соседей. В таком случае все мероприятия увеселительного характера приходится переносить. Однако, если все складывается благополучно, то свадьбы играют только в определённые дни: по средам, субботам и воскресеньям. Многие пары «подстраиваются» под выходные дни или в государственные праздничные выходные, выпадающие на день недели в среду.

В доме невесты все готовятся к приезду сватов в назначенный день. Невеста закупает приданное: одежда, обувь, украшения, шубы и другие наборы личного пользования так, чтобы ни в чём не нуждаться первые пол года — год будучи замужем. Всё это красиво упаковывается в свадебные сундуки или в набор красивых дорожных чемоданов. В красивые сумки кладут шубы, а косметику красиво складывают в специальных декоративных ракушках или в плетеных корзинах. Дом или квартира, откуда будут забирать невесту, приводится в порядок, украшается, накрываются столы для гостей (соседи, родственники, подружки, коллеги и т.д., кто придет поздравить невесту с замужеством). Каждый старается принести подарок.

Свадебный кортеж с родственниками жениха приезжают за невестой только после полуденной молитвы в 12:30 дня. Мужчины от жениха вместе с муллой (представителем духовенства их села или района города) отправляются в отдельную комнату к отцу невесты за получением согласия забрать их дочь под ответственность своей опеки из отчего дома в дом мужа. Там уже находится мулла со стороны невесты и ещё несколько мужчин – родственников девушки. Читается мовлид (суры из Корана), выплачивается калым. В случае, первого выхода замуж девушки размер калыма составляет 50 тысяч рублей (т.е. составляет стоимость коровы плюс стоимость мешка сахара, муки и упаковки чая), если женщина выходит замуж во второй раз – 35 тысяч рублей. За невесту, выходящую замуж три и более раза, калым выплачивается в размере 25 тысяч рублей. Когда калым уплачен и получено разрешение от отца невесты, то в комнату к будущей хозяйке другого дома входит брат жениха, надевает на палец невесте кольцо от будущего мужа и выводит свою новоявленную родственницу держа её под руку(а не за ручку) из дома к свадебному кортежу. С другой стороны невесты под руку её может держать и сестра будущего мужа. Это самый трогательный момент, когда мама и сестры невесты могут всплакнуть, поскольку никто не знает наверняка, что ожидает её в новом доме. Тут обычно перегораживают путь процессии кто-то из родных девушки. Брат жениха выплачивает несколько тысяч купюр и освобождает тем самым дорогу.

Сопровождать невесту могут только один-два человека – это сёстры или тетя, могут и подруги (в отсутствии других родственниц). По приезду в дом жениха, сопровождающие невесты после непродолжительного времени возвращаются обратно с подарками от матери жениха, уже ставшего мужем. В доме невесты остаются её родители, братья, сёстры и другие. Отец и дочь в день её выхода замуж стараются не встречаться в доме. Это считается постыдным. Разговоры с дочерью на эту тему тоже не ведутся. Все вопросы передаются через маму или тётю.

Жених на собственной свадьбе не присутствует. Или присутствует так, что его никому из родственников не видно. Со своим отцом и дядями жениху не дозволено пересекаться в течение трех дней со дня свадьбы. Это такое соблюдение свадебного скрывания. Жених празднует собственную свадьбу в кругу своих ровесников на отдельной территории, или в отдельной зале, если это ресторан.

В доме мужа невесту встречает её свекровь – при выходе из машины осыпая ее конфетами, откусывает половину конфеты, другую половину кладет в рот невесте и обнимая, заводит в дом. У дома расстилается небольшой коврик для намаза, который невеста обязана аккуратно свернуть и отдать кому-нибудь рядом. Этим фиксируется её хозяйственность. Далее на руки невесте сажают грудного ребенка, дабы в скором времени появилось пополнение в новой семье. Ребенка щедро одаривает невеста купюрой в 100 долларов или в 100 евро.

В доме ее поставят на видное место. Обычно оно украшено и как-то определено. Задача невесты – стоять и молчать, чуть склонив голову. Она сегодня – самая большая драгоценность на торжестве. Её поздравляют все женщины и дети со стороны мужа и с ней фотографируются на память. Кушать невесте можно. Только в определённый момент и за этим смотрит золовка или свекровь(чтобы невеста ни в чём из этих потребностей не ущемлялась).

Новоявленной невестке ни в коем случае нельзя разговаривать в присутствии мужчин и тут идёт соблюдение следующей традиции – развязывания языка невесты. Каждый мужчина в доме жениха будет подходить, прося испить в стакане воды, кладя при этом денежные купюры на поднос до тех пор, пока не услышит из уст невесты: «Да, можно пить». Хранить молчание невесте предстоит и в следующие несколько дней и по отношению к другим мужчинам, вхожим в дом (даже если они не были на свадьбе)до тех пор, пока они не попросят испить воды.

Поскольку на Кавказе сильно почитают старших и оказывают уважение к мужчинам, то слабая и сильная половина празднуют свадьбу в разных комнатах. У стариков тоже бывает свой круг, как и у молодежи. Все гости высказывают свое почтение хозяевам дома, поздравляют молодых, дарят подарки или деньги. Ещё один выход невесты приходится на разрезание свадебного торта. Им она собственноручно кормит свекровь и других родственниц мужа. Но эта традиция уже современная, как бросание букета. Это уже для интересных развлечений.

Ловзар, гуляния и танцы устраиваются под навесом у дома, дабы молодежь могла приглядеться друг к другу, а парни выбрать себе невест. Кто может, тот заказывает чеченских звезд эстрады выступить с музыкальной программой на несколько часов. Это уже зависит от материального состояния семьи жениха. Многие незамужние девушки с удовольствием помогают по хозяйству в этот день – моют посуду, разносят еду, помогают с уборкой, сервировкой стола и т.д. Всё это очень актуально и по сей день, несмотря на то, что можно заказать услуги повара и кейтеринга. Ведь мамы, в том числе на свадьбах, приглядывают своим сыновьям будущих жен, наблюдая за хозяйственными умениями и поведением девушек. И наоборот. Кстати, если в доме есть невестки (жены других братьев), то они, как правило, занимаются обслуживанием гостей, распределяя между собой обязанности по дому в этот день.

Свадьбы обычно заканчиваются в 21-22:00, поскольку далее нужно освободить ресторан или убраться в доме и отдохнуть для следующего дня, а так же дать молодоженам ощутить себя в новой роли. На второй и третий день свадьбы многие собираются снова в доме. Приходят соседи или те, кто не смог прийти в первый день. Так же устраивают спонтанный ловзар – отбивают ритм танца или включают фонограмму. Бывает даже интереснее, чем с профессиональными певцами и ведущими.

Кстати, в Чечне союз двух людей представители духовенства не подтвердят, если не будет предоставлена справка об отсутствии заболевания СПИДом из специализированного центра в Грозном. Справки от других организаций не признаются. Поэтому молодоженам приходится заранее об этом позаботиться не менее чем за неделю до предполагаемого торжества. А вот регистрация брака в ЗАГСе в этот день у чеченцев не происходит. Поход в государственное учреждение может произойти и через несколько лет, как и прописка жены на территории мужа.

Такие особенности свадеб у чеченцев. Про следующую традицию, связанную с рождением и воспитанием детей – в следующих статьях. Продолжение следует!

Традиции чеченской свадьбы

Свадьба у кавказцев считается важным и значительным событием, поскольку создание новой семьи и рождение детей – ключевые этапы в жизни каждого мусульманина. Давние традиции и обычаи чеченской свадьбы сохранились и до наших дней. Этот великий и красивый праздник украшен древними ритуалами и обрядами, колоритом национальной культуры. Бракосочетание может состояться только по обоюдному согласию родителей жениха и невесты.

Особенности свадебных традиций чеченского народа

Одна из обязательных традиций чеченского бракосочетания – скрупулезная проверка родословной будущей жены по линии отца и матери до третьего колена, чтобы исключить кровосмешение. Оценивают невесту и по другим критериям – отзывы о ней знакомых и соседей, внешность, финансовое состояние ее семьи. У юноши, который хочет жениться, должна быть значительная сумма денег, потому что он обязан оплатить угощение для всех гостей, приглашенных на свадьбу, сватовство и выкуп невесты.

Чеченское сватовство проходит оригинально и довольно своеобразно. Если молодому человеку понравилась девушка, то он через третье лицо передавал ей конфету. Это означало, что парень заинтересован в молодой чеченке. Если девушка была готова ответить взаимностью, то дарила юноше два носовых платка. Этот ритуал продолжался три раза, и только затем молодой человек спрашивал у девушки ее окончательного согласия на создание с ним семьи. Но последнее слово по поводу предстоящей свадьбы было за отцом чеченской девушки.

Выкуп невесты и калым

Есть мнение, что чеченский жених «покупает» невесту у родителей. Но это не верно – таким поступком жених показывает свою щедрость. Выкуп – это демонстрация благодарности молодого человека родителям невесты за их прекрасную дочку. Сумму калыма назначает мулла. Родня жениха, следуя обычаю, дает больше денег, чем семья невесты. Таким образом, они показывают свое доброе отношение к молодой невесте и ее семье. Традиционно калым отдавали невесте как начальный капитал для семейной жизни.

Обряд «Чокхи»

Перед тем как чеченская девушка надевала свадебные одежды, проводился ритуал купания. В воду добавляли отвары целебных трав, а ванную комнату окуривали благовониями. Когда кожа девушки становилась идеально чистой, на ней рисовали свадебные символы – полосы на руках и спине. Дальше происходил обряд «Чокхи». Тетки невесты и подруги прикалывали на подол свадебного платья новобрачной новую иглу. По древним чеченским традициям она должна защищать молодую от сглаза и темных сил.

В приданое невесты клали початок кукурузы, фасоль, абрикосовые и персиковые косточки. Этот ритуал, по поверьям, должен был помочь девушке родить много детей.

Невесте давали также красивый платочек, внутри которого были лента и серебряный рубль. Эти подарки, а также иглу с подола свадебного платья чеченская девушка хранит всю жизнь как самые дорогие священные подарки.

После обряда «Чокхи» друзья жениха выкупали невесту. Происходило это во дворе девушки, где начиналось настоящее веселье, смех и спор о том, кому достанется молодая чеченская невеста. Девушка собирала приданое, после чего вся торжественная процессия направлялась к дому жениха. Гости расходились по домам, оставались лишь родственники невесты, приехавшие издалека.

Приезд муллы для заключения брака

По Корану обряд заключения брачного союза проводит мусульманский священник – мулла. Сначала ритуал проводится в доме невесты, а потом – жениха. Из дома, чтобы защититься от сглаза, выходят все, кроме будущей жены, двух замужних женщин и шафера, обязанности которого – три раза провести невесту вокруг очага. Затем шафер разрывает веревку или железную цепь. Этот ритуал символизирует разрыв девушки с ее родительской семьей.

Точно такой же ритуал мулла проводит в комнате жениха, в присутствии двух мужчин. Женаты они или нет, значения не имеет. Мулла должен успеть совершить обряд до того, как свадебная процессия с чеченской невестой прибудет к дому жениха. После проведения обряда в обоих домах, считалось, что молодые уже являются мужем и женой.

Свадебный поезд

Во дворе дома жениха готовится свадебный поезд. Его цель – привезти молодую жену в будущий дом. Свадебный поезд состоит из множества автомобилей. Самая первая, и она же самая красивая машина, предназначена для чеченской невесты. В других автомобилях находятся мулла, сестра жениха и мудрые старцы. Процессия быстро едет к дому новобрачной, причем, происходит нечто похожее на гонки: каждый водитель старается ехать быстрее. Первое авто для невесты сбавляет скорость, чтобы избежать аварии.

Родственники и гости новобрачной с нетерпением ждут торжественную процессию. После приезда поезда, гости знакомятся друг с другом, общаются. Атмосфера царит веселая и радостная. Родители новобрачной угощают гостей вкусными блюдами и напитками. Затем, по сценарию, начинается символическое «сватовство» с национальными танцами – заохалоол.

Свадебная процессия забирает невесту из родительского дома, все едут в дом жениха для предстоящего торжества. Там новобрачной показывают угол, в котором она должна стоять до конца гуляний.

Традиция «Коврик с веником»

Чеченская девушка перед свадьбой должна пройти еще одно испытание – коврик с веником. Под веселые крики, поздравления родственников и друзей невеста выходит на постеленный около дома свекров коврик. Ей дают небольшой веник, которым девушка должна, как можно быстрее, почистить коврик и показать, что она хорошая хозяйка. Затем женщины со стороны жениха осыпают невесту деньгами и сладкими угощениями. Они же дают новобрачной ложку меда и масла для пробы.

Обычай «Мотт бастар» – «развязывание языка»

Вечером в присутствии новобрачной проводится старинный чеченский обряд «развязывание языка». В нем принимают участие взрослые мужчины и свекровь. Старейшине свадебного торжества невеста подает пиалу с водой. Тот спрашивает, можно ли из нее пить, на что молодая жена отвечает положительно. Перед этим юноши смехом и шутками пытаются заставить девушку разговаривать, но она должна молчать как рыба, ни одно слово не должно слететь с ее губ. Молодой муж, после того как услышал ответ супруги старейшине, пытается заставить жену говорить. Она «развязывает язык» лишь после того, как супруг подарит ей деньги. Эту сумму девушка традиционно отдает свекрови.

Традиция – поход невесты за водой

Молодая чеченская жена после окончания свадебного праздника должна была войти в дом мужа, следуя особому обряду. Она вместе с молодежью направлялась к ближайшему водоему, неся большой кувшин. Для этого ритуала накануне пекли пирог, внутрь которого клали иглу с платья невесты. Пирог бросали в водоем, а затем стреляли в него. Вдоволь нагулявшись, процессия с кувшином возвращалась домой.

Традиции и правила застолья

Свадебное торжество чеченцы гуляют два-три дня во дворе при любой погоде. Новобрачный в это время находится у своего друга, а невеста должна простоять в углу все свадебное гуляние. Рядом с ней находится самая близкая подруга. Инал-тамада и почетные гости садятся во главу свадебного стола. С одной стороны от них располагаются женщины, а с другой – мужчины. Дети и подростки возле свадебного стола стоят.

После поздравлений начинались зажигательные танцы. На чеченском свадебном торжестве могли гулять все желающие. Женщины и мужчины танцевали в разных частях комнаты. Организацией плясок руководил танцевальный тамада. Новобрачная в это время продолжала молча стоять в углу. Через несколько часов веселья мать жениха снимала с невесты фату. После этого девушке дарили подарки и отправляли домой к супругу.

Видео: обычай на чеченской свадьбе – стрельба в воздух

Чеченцы – народ гордый и воинственный. Даже, когда нет войны, они не забывают про оружие. Еще ни одно чеченское свадебное торжество не проходило без выстрелов в воздух. Вы можете посмотреть наше видео, из которого узнаете, что обозначает канонада чеченцев из оружия.

«Осталось только крикнуть «Горько». Споры о свадебных традициях в Чечне

Свадебные традиции в Чечне за последние годы сильно изменились. Одни жалуются на излишние траты ради показухи, другие недовольны тем, что древние обычаи уходят в прошлое. Сохранить чеченские традиции требует и глава республики Рамзан Кадыров, но в то же время сам устраивает своим племянникам свадьбы с кортежами на миллиард рублей и вертолетами с лепестками роз. Все это только множит споры о том, что такое свадьба по-чеченски. Редакция Кавказ.Реалии выяснила, как именно изменились свадебные обычаи в Чечне и что не устраивает тех, кто не согласен с новой модой или вмешательством властей в семейное торжество.

«Осталось еще купить золотое кольцо и пышный букет цветов для будущей свекрови», – заключила Луиза. Прилетевшая из-за границы на родину, чтобы выдать замуж свою единственную племянницу, тетя недоумевает, зачем свекрови кольцо и цветы. Зайнап и предположить не могла, что за те 10 лет, на которые она выпала из жизни соплеменников, во многовековых свадебных ритуалах чеченцев произошла такая эволюция.

На ее изумление жена брата отвечает недовольно: «Ты что, Хаз-йо1 («красивая девушка»), это самое важное в этом церемониале! Когда невесту выводят из машины, все камеры и телефоны присутствующих будут направлены на невесту. И все, как один, затаив дыхание, будут наблюдать за тем, что невеста подарит марнане (свекровь), как произойдет их первая встреча. Я не хочу, чтобы моя дочь выглядела как нищебродка в этот триумфальный момент».

Многое изменилось в Чечне как в самой церемонии свадьбы, так и в мышлении местных жителей. Хотя глава республики Рамзан Кадыров уже многие годы пытается повлиять на проведение свадеб, чтобы они, как он утверждает, не утратили «свою самобытность».

То он возмущался нарядами невест на «европейский манер» и запрещал ввозить платья из-за границы, а владелицам свадебных салонов рекомендовал продавать только национальные наряды. Также было наложено табу на разрезание невестой свадебного торта, на стрельбу из оружия и на проезд многочисленного кортежа. Но все это по-прежнему является частью торжества, а свадьба – единственный процесс в Чечне, которые не поддается влиянию Кадырова.

«Нужна помпезность, чтобы удивить толпу»

Несмотря на ограничения в проведении свадеб или других мероприятий, ничего не меняется, говорит Усман, житель Грозного: «За последние лет десять я только и слышу про те или иные запреты в устройстве свадеб или похорон. А кто их нарушает? Сами же чиновники разных уровней! Кадыров, который регулярно выступает против «моды» на пышные торжества, на свадьбу своего племянника организовал свадебный кортеж на миллиард рублей. Я лично читал, что процессия состояла как минимум из сотни лучших люксовых автомобилей. Ограничения нужно вести против власть имущих, а простой смертный человек никогда не сможет позволить себе подобную роскошь».

На свадьбе племянника Рамзана Кадырова в 2016 году, по подсчетам «Газеты.Ru», стоимость кортежа из элитных иномарок могла превышать миллиард рублей. В кортеже было не менее 22 автомобилей Rolls-Royce моделей Wraith и Phantom (в том числе и два раритетных Phantom 1960-х годов), не менее 30 седанов Mercedes-Benz S-Class, около 25 внедорожников ML и по меньшей мере около 20 «Гелендвагенов». На свадьбе другого племянника главы Чечни уже в сентябре этого года также было все, начиная от традиционной стрельбы из ружей и заканчивая вертолетом, который осыпал гостей лепестками роз.

55-летняя Айшат, живущая во Франции, выступает против современной интерпретации чеченских свадебных традиций: «Я не понимаю, как можно вписать в образ сегодняшней чеченской невесты свадебный букет, это европейская традиция. В старые добрые времена в руках невесты должен был быть белый накрахмаленный носовой платочек. Сегодня я могу допустить совсем маленькую сумочку, как свадебный аксессуар. Но не нравится мне, что на свадьбах разрезают торты, на молодоженов бросают лепестки роз с вертолета. Наши свадебные обычаи и традиции уходят в прошлое. Осталось только крикнуть «Горько», все остальное мы уже переняли».

А вот московский бизнесмен Хизир категорически против «свадебного регламента», который пытаются установить в республике: «Я зарабатываю, плачу налоги, но не понимаю, почему меня должны ограничивать, сколько машин должно быть, сколько гостей, сколько потратить на свадьбу? Через год я женю сына, и это самое главное событие в его жизни. Почему я не могу на широкую ногу отплясать свадьбу единственного сына?» – удивляется Хизир.

«Проведение свадьбы с расточительством – это синдром некоторых людей. Это показуха, – противоречит Хизиру его друг Юнади. – Есть у нас один общий приятель, мы идем в ресторан или на природу потусить, никогда не бывает у него денег ни на что. Но он из кожи вон вылезет, когда женит сына или выдает замуж дочь. Вот тут ему нужна помпезность, чтобы удивить толпу», – говорит Юнади.

Если раньше замужество дочери или женитьба сына являлись всего лишь семейным действием, то теперь это такое торжество, которое должно стать роскошным пиршеством, дабы не ударить лицом в грязь перед будущими родственниками, да и соседями тоже. Между тем свадебные традиции уходят в прошлое, жалуется Мадина, жительница Сержень-Юрта.

«Раньше невесты брали с собой традиционный свадебный т1орказ («сундук»). И не так сложно было его набить. А сейчас нужно брать с собой аж до 10 чемоданов, да еще баулы какие-то, и чего только не кладут в них!? Чтобы собрать приданое для дочери, родители вынуждены максимально экономить на всем либо брать кредиты в банках, либо залезать в долги. Как минимум миллион рублей нужно иметь, чтобы эти чемоданы упаковать. Раньше не было такой чрезмерной расточительности, а сейчас это превратилось в нездоровое соревнование, кто лучше, кто больше. А ведь тем самым начали пренебрегать и народными обычаями», – считает Мадина.

«Чуждая европейская культура»

О том, что чеченские свадьбы проходят с размахом, можно увидеть на грозненском рынке «Беркат». Здесь можно арендовать белый лимузин для свадебного кортежа, тут же можно заказать и оформление свадебных машин. Здесь же находится множество магазинов и бутиков по прокату чемоданов и свадебных платьев. Хотя Кадыров еще в 2015-м возмущался, что «чуждая европейская культура добралась до самого святого – свадебных обрядов и свадебных нарядов».

«В последнее время у невест стало модным надевать на европейский манер слишком открытые платья. Необходимо делать все для того, чтобы сохранить народные традиции и обычаи», – заявлял Кадыров на заседании правительства с участием руководителей районов республики.

Главам администраций, на территории которых находятся свадебные салоны, Кадыров тогда поручил довести до сведения их владельцев, чтобы они прекратили реализацию и прокат «чрезмерно» открытых свадебных платьев. В первое время озадаченные продавцы свадебных салонов спешно начали к платьям приставлять рукава, зашивать декольте, заказывать у мастеров национальные платья. Однако покупательского интереса к ним не было. Через некоторое время лихорадка властей прошла, и уже привычные свадебные платья «на европейский манер» вновь вернулись в салоны.

Хозяйка грозненского свадебного салона Эльмира возмущена тем, что в республике слишком много запретов и что государство полностью контролирует все аспекты жизни в Чечне: «Придет время, когда они нам будут указывать, как себя вести в собственном дворе, во что одеваться, куда ходить, что есть. Доколе терпеть? Я до карантина возила свадебные платья из Турции и Италии. Не скажу, что они прям безнравственные были. Да, приталенные, некоторые и с открытыми плечами, но я всегда к ним подбирала болеро, рюшечки, и они идеально гармонировали с платьями. Национальные платья давно вышли из моды, спроса на них нет, они не интересны. Девушки смотрят фильмы и видят красивые, воздушные, с длинными шлейфами платья. Это их выбор, это их день! И, следовательно, я учитываю их вкусы, когда заказываю платья», – говорит Эльмира.

По словам хозяйки салона, вдобавок к платью сегодня можно арендовать и чемоданы для невесты. В среднем свадебное платье с чемоданами в Грозном можно брать напрокат от 40 до 150 тысяч рублей.

Еще один новый тренд в свадебной церемонии, с которым не согласна Румиса из Шали, – это застолье, которое устраивают родители невесты. Во дворе устанавливают арки с цветами, расстилают красную ковровую дорожку, чтобы их дочь вывели по ней, как в фильмах, заказывают на дом группу для видеосъемки и фотосессии, рассказывает Румиса.

«Моя племянница выходила замуж в Надтеречный район. Мы решили, что сваты едут забирать невесту, проезжая много сел. За это время они могут проголодаться, и мы накрыли четыре больших стола. Сервировали разными салатами, сладостями. Из горячего были курочки жареные, манты, стейки из говядины и рыбы. Где-то 30 тысяч у нас ушли только на столы. Оператору и фотографу за съемку заплатили 40 тысячи. Я, конечно, против. А что делать, отставать от моды не хочется!» – смеется она.

При этом, по данным Чеченстата, средняя зарплата в республике – 27 тысяч рублей, а по словам местных жителей – в районе 13–15 тысяч.

Новостное приложение Кавказ.Реалии.
Скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *