Турецкий национальный костюм

Национальная одежда турков

Сегодня Турция занимает первые позиции среди всех мест отдыха. Поэтому многих туристов интересуют особенности национальной одежды.

национальная одежда турков

Одежда на каждый день у турков отличается скромной расцветкой. Никаких украшений, как стразы, кружево, оборки, в одежде практически нет. Турецкую одежду нельзя назвать обтягивающей и открытой. Обувь на высоком каблуке не является популярной среди женского населения; женщины носят подобную обувь в очень редких условиях.

национальная одежда турков

Многие жители Турции носят одежду в европейском стиле, хотя всё-таки большинство предпочитают национальную турецкую одежду.

Больше всего национальную одежду турецких жителей можно увидеть в деревнях. Основные элементы турецкой одежды – это мешковатые штаны, называемые шельвар; рубаха, называемая гёмлек; юбка сложного состава, называемая ючетек; жилетка, называемая йелек; пояс, называемый кушаком; головной убор, называемый колав.

национальная одежда турков

Некоторые элементы одежды, такие как шаровары и рубаха, носят и мужчины, и женщины. Как правило, шаровары изготавливаются из тёмной материи, при пошиве их зауживают книзу. Только такая форма шаровар комфортна при работе в поле, когда необходимо сидеть в позе «по-турецки». Национальная турецкая рубаха похожа на тунику, но в ней нет плечевых швов.

Женщины надевают поверх рубахи длинное платье, называемое энта-ри. Оно предназначено для того, чтобы прикрыть всё тело до пальцев ног. Порой на платье женщины надевают жилет или распашной жилет, называемый инчик. Этот элемент одежды является также элементом свадебного наряда у каждой девушки. В качестве головного убора девушки и женщины используют платок или косынку. Женщины в возрасте обязательно должны носить два платка. Один из них прикрывает волосы, другой – рот и подбородок. Летом женщины могут ходить босиком, а зимой они надевают сапоги или кустарные полуботинки. В городах женщины носят туфли фабричного производства.

национальная одежда турков

Мужчины всегда заправляют рубаху в штаны, поверх рубахи надевают жилет. Зимой они носят тёплую куртку, которую называют чепкен. Сверху жилета надевается длинный пояс длиной 3-4 метра. В поясе мужчины хранят деньги и табак. Обувают мужчины кожаные туфли с немного загнутыми носками, называемыми йемени. Мужчины могут не закрывать голову, лицо и шею. Но они всегда носят традиционный головной убор.

Сегодня всё ещё можно встретить турецких жителей, предпочитающих национальную одежду европейской.

Турецкий костюм в Османской империи

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

Женский костюм

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

Обувь

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.
Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.
Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Узнаем как выглядит турецкий национальный костюм?

Каждая страна гордится своей историей и традициями, включая национальную кухню, одежду, обряды и пр. К одним из самых древних государств относится Турция, на территории которой жили разные народности, сохраняя свои обычаи и своеобразное одеяние. Поэтому неудивительно, что турецкий национальный костюм в течение долгого времени претерпевал изменения. На это повлияла богатейшая история развития империи и, конечно же, культурного наследия ее жителей.

Историческая зарисовка

Начиная с 16-го столетия, Османская империя переживает период расцвета, и с этого времени одежда постепенно стала восприниматься обществом как показатель статуса. По внешнему виду любого человека можно было определить финансовое состояние, семейное положение и религиозные взгляды. Даже место работы или службы легко было распознать по наряду. Кстати, практически до начала 20-го века турецкий национальный костюм сохранил свой первозданный вид.

Особенности женских нарядов

Например, у первой жены султана было законное право надевать лишь самое лучшее и дорогое одеяние: платья из шелка с внушительным декольте, длинными разрезами и великолепным поясом со вставками из драгоценных камней.

Женщины, исповедующие ислам, носили верхнюю одежду свободного кроя под названием «фераджа», рубашки из хлопчатобумажной ткани и свободные штаны. Самым важным элементом была чадра, закрывающая полностью голову (кроме глаз) и плечи. Однако, по мнению некоторых исследователей, лицо должны были прикрывать исключительно барышни из богатого сословия, в то время как рабыни и бедные девушки не обязаны были этого делать.

На голову надевали шапку или феску, а позднее в моду вошли хотоз и вуаль. Одежду шили в основном из шелка и бархата, а что касается цветов, то предпочитались зеленые и синие оттенки.

Для немусульманок (армянок, венгерок, гречанок) допускалась в гардеробе юбка-фустанелла, штаны свободного кроя голубого оттенка и платок на голову.

Мужская одежда

Мужчины, независимо от статуса и сословия, надевали широкие штаны, рубаху, кафтан, камзол или куртку. Также добавлялись верхний кафтан и кушак. Штаны (или «дзагшин») надевались на голое тело и подпоясывались. Позднее появился их укороченный вариант до колен, который носили турецкие военные. Поверх штанов обязательно носили рубаху с длинным рукавом, которая обычно изготавливалась из шелка или хлопчатобумажной ткани. Кафтаны тоже были длинными, их подол иногда подворачивали и закрепляли на поясе. Что касается янычар – военных – то они предпочитали кафтаны без рукавов, чтобы не сковывать движения.

После 16-го века вместо кафтана начали надевать камзол, украшенный вышивкой и пуговицами, и куртку. Все это подпоясывали кушаком, а воины – специальным ремнем из кожи и металла.

Серьезные перемены

Заметно изменился турецкий национальный костюм в начале 18-го столетия. Причиной этого стал культурный и торговый обмен со странами Западной Европы. Для изготовления фераджи теперь используют ткани более светлых тонов и меньшей плотности. Чадра также меняется – нет необходимости облегать лицо, она может свободно свисать до уровня плеч.

Домашнее облачение становится более раскрепощенным, в моду входят прозрачные ткани и ткани с цветочным орнаментом, приталенные фасоны. В конце 18-го века в женском гардеробе появляется новая вещь – шаль, которую повязывали на бедра.

19-й век не приносит существенных изменений в наряды. Лишь вуаль теперь шьют из прозрачной ткани, через которую видны украшения. Также в домашнем наряде встречаются корсеты и воротники из кружева.

Реформы в одежде

Поскольку Османская империя всегда была мусульманской державой, представительницы слабого пола одевались по законам шариата. Иными словами, женщины обязаны были соблюдать скромность и сдержанность в нарядах и скрывать свое тело от взглядов посторонних лиц. Для этого и была придумана фераджа – верхняя одежда (накидка), закрывающая платье, которую надевали при выходе на улицу. Лицо закрывала вуаль, а на голову надевали головной убор под названием чалма.

Все изменилось после реформы 1925 года. Именно тогда турецким женщинам было позволено надевать совершенно любой наряд, который, по их мнению, считался модным. Данное право до настоящего времени закреплено в Конституции страны.

Отличительные элементы турецкой одежды

Турецкий национальный костюм (женский и мужской варианты) обязательно включает шаровары – свободные штаны, которые изготавливают из тонкого материала, драпируют и украшают сложными рисунками. Отличие их состоит в том, что они достаточно широкие по всей длине и сужаются лишь на уровне лодыжек.

Еще одним обязательным элементом традиционного наряда является длинная рубашка свободного кроя. Представители сильного пола, как правило, заправляют рубашку в штаны, а женщины, наоборот, носят поверх шаровар. Помимо рубахи дамы также надевают платье, похожее на яркий кафтан. Эти платья могут быть выполнены как с длинными рукавами, так и с короткими. Данный наряд «закрепляет» специальный пояс – кушак.

Из каких тканей изготавливался турецкий национальный костюм? Мужской наряд по большей части шили из муслина, бархата, меха, тафты, а женский – шелка, парчи и пр.

Современные национальные одежды

Интересно, что в каждом регионе Турции существуют свои традиции относительно одеяния. Например, в одних селениях проживали исключительно купцы и богатые торговцы, которые могли позволить себе одежду из дорогих тканей. А в других поселках – бедные крестьяне, не имеющие лишних средств.

Однако сейчас, несмотря на постоянные изменения, турецкие национальные костюмы, фото которых можно найти в нашей статье, сохранили свой общий первоначальный вид. Первое, что бросается в глаза, — это яркие цвета: голубой, ярко-синий, зеленый, малиновый, желтый, оранжевый и др. Мужская одежда выполняется в более темных тонах, включая коричневый, темно-серый, синий, черный. Рубашки обязательно белого цвета. Что касается поясов, то на них можно увидеть разноцветные полоски, шнурки сиреневого или желтого оттенка.

Турецкая одежда в основном свободного кроя, но фигуру удается подчеркнуть. Верхняя одежда женщины зачастую украшается вышивкой из серебряных или золотых нитей. Это могут быть национальные или цветочные орнаменты.

Примечательно, что современные дизайнеры позаимствовали некоторые элементы турецкого гардероба для создания своих коллекций в восточном стиле. Так, прочно в моду вошли шаровары, удлиненные туники, красивые шали.

Обувь и дополнительные аксессуары

Стоит отметить, что турецкий национальный костюм для девочки (или женщины) обязательно включает многослойный платок. Иногда барышни надевают сразу несколько платков, чтобы прикрыть от посторонних глаз голову, шею и плечи. Помимо платков можно увидеть головные уборы с дополнительной передней частью – вуалью, которая закрывает лицо.

Для украшения одежды и демонстрации статуса в обществе наряд украшают драгоценными или полудрагоценными камнями, различными ювелирными изделиями. Интересным элементом одежды являются носки, достаточно высокие, чтобы прикрыть ноги. На них зачастую присутствует ручная вышивка.

Мужские головные уборы представляют собой феску или тюрбан. Военный костюм для мужчин можно узнать по укороченным шароварам. Обувь обязательно кожаная.

Костюмы для детей

Детские национальные одежды по своему составу слишком не отличаются от взрослых. Так, турецкий национальный костюм для мальчика включает шаровары, рубашку, пояс и жилет. Девочки, как и взрослые барышни, надевают свободные штаны, рубашку (или, как сейчас ее называют, тунику), верхний халат, шапочку. На шапочку для красоты иногда пришивают декор, например, маленькие монетки. Обычно на детском костюме отсутствуют дорогие вышивки и редкие ткани, то есть материалы используются немного проще. Как правило, наряды для малышей выполняются из тканей ярких цветов с красочными орнаментами.

Шальвары и пояс с карманами: чем похожи турецкий и татарский костюмы?

Для любого народа национальный костюм – это целый мир. В нём сплетаются вековые традиции, многообразие культуры. С течением истории многообразным становится и сам костюм.

Например, в период расцвета Османской империи богатые и знатные турки одевались в дорогие ткани, расшитые золотом, и, наверное, в чём-то были похожи на героев популярного сериала «Великолепный век». Обычный же народ предпочитал простую и функциональную одежду. Чтобы она была удобной для работы в поле, и чтобы в ней было тепло зимой и не жарко летом.

Такими же трендами развивался и татарский национальный костюм, который с веками приобретал разные детали, схожие с костюмами близких по культуре народов. А поскольку поволжские татары – это тюрки кыпчакской группы, общих элементов у татарского и турецкого костюмов достаточно много. Определить их нам помогла основатель и руководитель культурного центра «Мельница» в национальном комплексе «Туган Авылым» Фарида Бибарс.

Общее для мужчин и женщин

Одна из самых распространённых деталей турецкого национального костюма – мешковатые брюки salvar, по-русски – шаровары (есть ещё сленговое и близкое к оригиналу слово «шальвары»). Их можно встретить в любом уголке Турции – от Центральной и Восточной Анатолии до побережья Эгейского и Мраморного морей. И шаровары активно носят как женщины, так и мужчины. Может лишь чуть-чуть меняться крой, орнаменты и цвета. Мужчины часто заправляют шаровары в сапоги – для удобства в ношении эти штаны сужаются к стопе. А вот у татар шаровары встречаются только в мужских костюмах.

Пояс на мужском костюме имел особенное значение. Надевали его поверх короткого жакета и заматывали в несколько слоев – в развёрнутом виде кушак мог достигать 3-4 м. В складках образовывались «карманы», куда можно было положить, к примеру, кошелёк или кисет с табаком.

Мужчины всегда заправляют рубаху в штаны, а поверх рубахи надевают жилет. Зимой они носят тёплую куртку, которую называют чепкен, по названию напоминает среднеазиатский чапан, но короче.

В татарском мужском костюме также может присутствовать несколько рубах – нательная и основная. Мужчины-татары рубаху в штаны не заправляют, а надевают поверх, повязывая кушаком. Поверх одевается жилет, халат или чапан. Со временем к верхней одежде татар добавились камзол, казакин или бишмет. Камзол и казакин шились на запах. У татар и турок в мужской верхней одежде преобладали сдержанные цвета – коричневый, тёмно-синий, чёрный.

Женские костюмы – общее и особенности

Турецкий женский наряд дополнялся юбкой сложного состава (ючетек) и длинным платьем с рукавами, покрывающими руки полностью. Оно называлось энтари. Иногда поверх платья женщины надевали жилет или распашной жилет, называемый инчик. Современная версия костюма стала более практичной: длина доходит до середины икры либо чуть ниже, а рукава фиксируются на запястьях. Обязательный атрибут женского национального платья – передник, а также украшения вышивкой из народных орнаментов. В узорах превалируют природные мотивы, и этим турецкие передники очень близки татарским. Женские платья часто украшали драгоценными и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями. Интересной деталью были высокие носки с вышивкой ручной работы. Они полностью прикрывали видимую из-под штанов или платья ногу.

Татарские женские костюмы изготавливались из хлопка, шёлка, парчи, бархата и льна. Длинная рубаха напоминала платье. Широкий халат, камзол также мог быть без рукавов и запахивался на правую сторону, имея длину до середины бедра. Украшали одежду лентами, вышивкой и позумента – тесьмой, шитой золотом или серебром. Особое место в костюме занимали украшения, которые собирались девочками прямо с рождения. В детстве это монеты с просверленной дырочкой, ленточки и броши, потом уже более солидные подарки близких и мужа – после замужества. Они с использованием вышивки крепились на нагрудник (изю) и плечевой пояс (хасите). У женщины богатого сословия хасите могло весить от 6 до 18 кг. Также наряды татарочек украшали нависочные, налобные украшения, накосники, подкосники, браслеты и броши. Наряды турчанок в обилии украшений не уступали, однако на них не встретишь хасите или изю. Эти элементы татарки позаимствовали у соседей в Среднем Поволжье – марийцев, чувашей, и удмуртов.

Важной особенностью традиционного турецкого и татарского женского костюма является яркая, пёстрая расцветка и многослойность одежды. Отчасти это связано с религиозными условностями – турчанкам нужно было прятать все части тела, кроме стоп, кистей рук и лица. В некоторых случаях пряталось и лицо.

Но османские портные – предки современных турецких модельеров – всё равно создавали одежду, которая подчёркивала женскую фигуру и делала её привлекательной даже в условиях многослойности и свободного кроя. Кстати, этим турецкие национальные костюмы выгодно отличались от арабских, которые всегда скрывали силуэты своих владельцев.

Умения османских портных пережили канувшую в лету империю и дошли до наших дней. Считается, что конструкция рукава «летучая мышь» была взята именно из турецкого костюма. Сохранили актуальность и даже вошли в мир высокой моды и шаровары.

Головные уборы: традиции и оригинальность

Татарский мужской головной убор является общим для многих тюркских народов. Это всем известная тюбетейка (каляпуш, тюбетей). Она может быть с вышивкой или однотонной, без вышивки. Головной убор состоял из двух частей: нижняя (для повседневного домашнего ношения) и верхняя (на выход). Турецкие родственники тюбетейки – фески, которые могут быть как мужскими, так и женскими. Они могут быть повыше и, как правило, имеют кисточку. В отдельном ряду – исторические высокие головные уборы ханов и военачальников, а также классические восточные тюрбаны.

Обязательная деталь женского одеяния – и у татарок, и у турчанок – разноцветный и многослойный платок. Часто используется несколько платков из разных тканей для соблюдения традиции покрывать голову, шею и плечи. В Турции можно встретить и головные уборы с вуалью.

Обязательным атрибутом в одежде женщин являлся калфак. Фото: Культурный центр «Мельница» в «Туган Авылым»

Кстати

Разновидности калфака

Ещё один интересный женский головной убор, очень популярный среди татарок на рубеже XIX-XX вв., называется калфак. И у него много разновидностей: ак калфак – белый калфак с удлинённым вязанным чулком и налобной бахромой, калфак-наколка, крепившийся специальными заколками к волосам женщины по центру головы. Калфак изготавливали из бархата и различных дорогих тканей с вышивкой, и этот головной убор не только закрывал волосы, но и украшал женский облик.

Турецкий национальный костюм

Сегодня национальный турецкий костюм можно встретить только в деревнях страны. Современные турки в городах отдают предпочтение обычной, так называемой, общеевропейской форме одежды.
Традиционный комплект мужского костюма в деревне состоит из штанов, рубахи, жилета, куртки, пояса и головного убора. Турки часто самостоятельно изготовляют темные ткани для пошива штанов, жилеток и курток. Как же выглядит национальный костюм?

Штаны широки в тазу, суживаются к щиколотке и стягиваются на поясе шнурком. Иногда можно встретить и короткие штаны до голени. Рубаху (называется «гемлек») носят заправленной в штаны; шьют гемлек как и штаны – из домотканного холста. Короткий жилет (йелек) надевают поверх рубахи.
Куртка называется «хырка», она, так же как и жилет, короткая (до поясницы), облегает корпус. Куртку носят поверх жилета или рубахи. В холодное время года турки носят курточки, простеганные на вате. Обязательной частью костюма является кушак – пояс. Он достигает в длину 3—4 метра, и очень широк. За поясом турки хранят всякую мелочь: табак, спички или трут, деньги. В древние времена за пояс затыкалось оружие — ножи, кинжалы, сабли. Пояса делают из ярких тканей, чаще всего красного цвета.

Живущие близ городов мужчины из зажиточных семей носят грубую и дешевую городскую обувь, а кто победнее— галоши, изготовленные из красных автомобильных покрышек.
В качестве головного убора, после запрещения в 1925 г. ношения фесок и тюрбанов (тюрбаны разрешено использовать только духовным лицам), больше всего распространена в деревне кепка (каскет). Пользуются также башлыками.

Женская одежда не слишком отличается от мужской. Она состоит из широких шаровар, длинной рубахи, иногда юбки, кофты, и короткого суконного кафтана, или же длинного до пят, похожего на халат, платья. В деревнях, удаленных от городов, женщины носят только шаровары и рубахи, в то время как в деревнях, расположенных ближе к городу, женщины предпочитают платье. Специальной зимней одежды у большинства крестьянок нет, поэтому их спасает старая добрая многослойность: несколько рубах и три-четыре пары шаровар, а голову плотно закутывают платком, поверх которого накидывают покрывало.

Голову турецкие крестьянки укрывают шалью или платком. Эти головные уборы часто украшают монетами, бусами, иногда бисером и другими небольшими безделушками. Вопреки нашим стереотипам, паранджа (фередже) уже давно не используется турчанками. Причины просты – слишком много ткани уходит на такую одежду, и, кроме того, она мешает работать. Однако, некоторые старые турчанки всё еще пользуются такой одеждой.

Большинство обычных крестьянок носят туфли или ботинки на гвоздях из грубой черной кожи. Зажиточные крестьянки могут позволить себе сафьяновую обувь, которая стоит в три-четыре раза дороже обычной, или городскую (вблизи городов).

Самым красивым вариантом традиционного костюма считают костюм османского периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *