Азербайджанский национальный костюм

Азербайджанский национальный костюм

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Особенности
  2. Разновидности женского костюма
  3. Отличия в костюмах в зависимости от региона
  4. Аксессуары
  5. Особенности мужского костюма
  6. Азербайджанский костюм в современной моде

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.

Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.

Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.

Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.

Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.

  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.

  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.

  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.

  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.

Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.

Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.

  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.

  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи – платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.

  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.

  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.

Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.

Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.

В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.

​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

Национальный костюм Азербайджана: краткое описание

Национальный костюм каждого народа отражает его исторические и культурные ценности. Изучая временные промежутки развития той или иной нации, можно проследить изменения, которые претерпевала традиционная одежда, а также выявить особенности, остающиеся на протяжении веков неизменными. Описание национального костюма Азербайджана представлено вашему вниманию в статье.

История костюма азербайджанцев

История азербайджанской национальной одежды уходит корнями в далекое прошлое. При археологических раскопках были обнаружены швейные принадлежности из третьего тысячелетия до н.э. Найденные печати, глиняная посуда, золотые украшения, относящиеся к V веку до н.э., уже могут дать некоторое представление о материальном развитии азербайджанцев. В VI веке нашей эры шелководство прочно обосновалось в Азербайджане. Этот вид ремесла развивался на протяжении многих веков, а производимые там ткани из шелка были самыми лучшими в мире. Помимо шелка мастера использовали и привозные ткани: парчу, ситец, бархат, сукно. Культурой Азербайджана было предусмотрено, что на тканях почти всегда присутствовали всевозможные орнаменты. Все они навеяны красотой природы этого края. Чаще всего изображались:

  • цветы граната, айвы, розы, лилии, ириса и гвоздики;
  • птицы одиночные или в паре – павлин, голубь, куропатка, соловей;
  • животные – лошадь, газель, черепаха.

Также на ткани вышивали:

  • различные геометрические узоры – квадраты, ромбы, круги;
  • изображения предметов быта (например, кувшина);
  • элементы доисламской символики – схематичные изображения небесных светил.

Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.

Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.

Изменения в костюмы вносились по мере развития культуры Азербайджана, его народа и освоения новых видов ремесел. Также большую роль играли важные исторические события, например, войны. Если рассмотреть мужской костюм в военное время и в современности, то можно проследить, что детали, необходимые для ношения оружия, в наше время утратили свои функции и стали декоративными.

Женский национальный костюм

Традиционный женский азербайджанский национальный костюм представлен несколькими элементами. В основном он состоял из рубашки, кафтана длиной до пояса и длинной многослойной юбки. Самыми распространенными видами верхней женской одежды были:

  • Уст кейнейи — рубашка с длинными рукавами из шелка разновидностей гановуз и фай. Рукава могли быть прямого кроя либо с небольшой оборкой. На шее она застегивалась на одну пуговицу. Рубашку украшали красивой золотой тесьмой, впереди по нижнему краю могли повесить нитку с настоящими монетками.
  • Чепкен – своего рода кафтан, который надевался поверх рубашки и плотно облегал тело. Особенности чепкена: наличие подклада, ложные длинные рукава, заканчивающиеся манжетами. Благодаря наличию уникальной детали – чапыг – чепкен выгодно подчеркивал красоту женской фигуры.
  • Архалук – почти то же, что и чепкен, только с подолом внизу. Подол был гофрированным или плиссированным. Архалуки могли быть как облегающими фигуру, так и прямого, свободного кроя с разрезами по бокам. Накладные рукава заканчивались рукавицами. Архалуки делились на праздничные и будничные. Отличались они выбором ткани и количеством орнаментов.
  • Леббаде – стеганый халат с открытым воротом, подвязывающийся на поясе тесьмой. Рукава у леббаде были короткими, а у подола от пояса по бокам имелись разрезы.
  • Эшмек – стеганый кафтан с открытыми грудью и подмышками, внутри обшитый мехом хорька.
  • Кьюрду – стеганая безрукавка из велюра с разрезами по бокам. Особо популярным считался хорасанский кьюрду, который шили из желтой кожи с вышивкой, выполненной золотыми нитками.
  • Бахари – велюровая стеганая одежда с прямыми рукавами до колен.
  • Кьюлече — верхняя одежда с гофрированным подолом до колен и рукавами по локоть.
  • Туманы – шелковые или шерстяные юбки длиной до пола, состоящие из двенадцати кусков ткани. Туманы могли быть гофрированными или плиссированными. В качестве украшения использовались помпоны из золотых или шелковых ниток. Часто носили по 5-6 юбок одновременно.
  • На улицу женщина не могла выйти без чадры, закрывающей ее с головы до ног, и рубенда — ткани, скрывающей лицо.

Аксессуары

Помимо яркой одежды, образ азербайджанки изобиловал множеством деталей. Поверх архалуков женщины носили пояс. Пояса были золотыми и серебряными, а иногда и кожаными, украшенными монетами или блестящей бляшкой. Использовали и вышивку, и отделку тесьмой и кантами, бисером и монетками, различными цепочками, пуговками, брошками и бляшками. Азербайджанские мастерицы умело пользовались всеми материалами, превращая вещи в настоящие произведения искусства. А вышивание стало отдельным, очень развитым ремеслом.

Украшения

Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец. Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.

Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.

По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.

Головной убор

По головному убору тоже было видно, замужем женщина или нет. Молодые девушки носили маленькие шапочки в виде тюбетейки, а замужние – нет. Головные уборы надевали одновременно несколько штук. Сначала в специальный мешочек прятали волосы, затем надевали шапочку (незамужние), а сверху повязывали келагаи – разноцветные платки. Азербайджанские женщины после свадьбы надевали несколько платков без шапки.

Качество ткани показывало, насколько состоятельная у девушки семья. Повседневная одежда обычно шилась изо льна, шерсти и ситца. А вот наряды были шелковые, парчовые, бархатные.

Обувь

На ноги азербайджанки обували туфли без задников, которые также были украшены вышивкой, или сафьянные сапожки. Под обувь носили узорные чулки из хлопка или шерсти (овечьей, верблюжьей) – джорабы. Праздничные джорабы, украшенные орнаментами, даже передавались по наследству из поколения в поколение.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм мужчин Азербайджана менее яркий, но весьма колоритный. Главным атрибутом и символом мужественности считался головной убор. Его нельзя было снимать ни при каких обстоятельствах. Единственной причиной, когда азербайджанец оставался с непокрытой головой – религиозный праздник намаз. Если шапку сбивали насильственным путем в ходе ссоры или драки, это могло послужить началом конфликта для обеих семей, и вызвать вражду на многие годы.

Папаха

Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы. Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.

Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины. У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля. Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.

Башлык

Еще одним популярным видом головного убора был башлык – капюшон на суконной основе с довольно длинными хвостами. Для домашнего использования предназначались маленькие шапочки – арахчыны. При выходе на улице на арахчын надевали папаху.
Для сна использовали тескулах, ведь даже ночью нельзя было оставаться без убора. На различные празднования азербайджанцы надевали шапки из каракуля.

Из чего состоял национальный мужской костюм

Национальный костюм Азербайджана (мужской) состоял из нескольких основных частей:

  • нижняя рубашка,
  • кальсоны,
  • верхняя рубашка,
  • шаровары,
  • архалук;
  • суконная чуха (черкеска).

Азербайджанские мужчины сначала надевали нижнюю рубашку, кальсоны, затем верхнюю рубашку, сверху архалук, а затем чуху. На чухе были нашиты газырницы — гнезда для хранения патронов. В холода сверху носили длинную шубу из овчины.

Верхняя рубашка была белого или синего цвета. Ее шили из сатина или атласа. Застежка была в виде петли или на пуговице. Архалук шили однобортным или двубортным, с воротником-стойкой. У однобортного архалука застежка была на крючках, у двубортного – на пуговицах. Он был сшит по фигуре. Подол архалука украшался оборками, рукава были прямыми, зауженными книзу. В холодную погоду сверху кальсон надевали шаровары из шерсти. Они были довольно широкими для удобства передвижения на конях.

Важным дополнением к национальному костюму Азербайджана был пояс. Шили и кожаные, и серебряные, и шелковые, и парчовые пояса. Они были предназначены для ношения оружия и других необходимых мелких вещиц. Пояс надевали поверх архалука.

Вообще, вид азербайджанца-воина захватывает дух: черкеска, подчеркивающая широкие плечи и узкую талию и бедра, стройные ноги в черных сапогах – все это сочетается в мужественный и благородный образ.

Обувь

В качестве обуви азербайджанские мужчины использовали кожаные башмаки или сапоги. Они были однотонными, без узоров и украшений. Позже популярными стали блестящие резиновые калоши. В качестве домашней обуви использовали сафьяновые чувяки на плоской подошве.

Вместо послесловия

В современной жизни уже редко можно встретить людей в национальных костюмах, но это не значит, что они забыты. Наоборот, модельеры мира используют многие их элементы в своих коллекциях. И это оправданно: в традиционном костюме азербайджанского народа сплелись воедино красота, гармония, эстетика. Это воплощение культурных ценностей, пронесенных сквозь время.

Азербайджанский национальный костюм

Главная > Реферат >История

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

1. Мужская одежда

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

2.1. Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.

Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.

Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.

Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.

2.2. Головные уборы

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Щищ папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

Башлык — состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.

Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.

Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

Azerbaijani national costume 1.jpg

Чепкен. Азербайджанский верхний мужской костюм. XIX век

Azerbaijani national costume 3.jpg

Азербайджанский верхний мужской костюм. Шемаха. XIX век

Azerbaijani national costume 2.jpg

Детский азербайджанский национальный костюм. Шеки. XIX век

2. Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

2.1. Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ( «архалыг» , «кюляджа») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

2.2. Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.

На ногах носились чулки — «джораб». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

Азербайджанка из Баку. 1883 год

Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

Азербайджанский национальный костюм – в чем его уникальность?

Национальный костюм Азербайджана — отражение самобытной культуры азербайджанского народа. Многие наряды с давних времен сохранились до наших дней и хранятся в музеях разных стран, но и есть и те, которые создаются современными азербайджанскими модельерами на основе старинных мужских и женских прототипов.

На днях в Азербайджане, в Национальном музее академии наук (НАНА), состоялось открытие выставки под названием «Азербайджанская национальная одежда — как она есть». Показ был организован музеем и Центром национальных образовательных технологий Азербайджанской республики. На выставке было представлено больше 30 нарядов. Самое интересное – то, что они не являются точной копией старинных образцов, а созданы этнографом, модельером Сабирой Дуньямалыевой на основе исследований музейных архивов Азербайджана, Грузии и Ирана.

Как рассказала в интервью Dalma News Сабира Дуньямалыева, до того, как создать свою коллекцию, она изучила азербайджанскую одежду конца XIX — начала XX веков, чтобы определить соответствующие стандарты национального костюма.

«Люди всегда проявляют интерес к тому, как одевались их предки, как они жили. К сожалению, часто допускаются ошибки в изготовлении национальной одежды. Это связано с тем, что процесс изучения, пропаганды, только начинается. Самой главной моей целью было внести вклад в сохранение азербайджано-тюркско-мусульманской культуры, и передать эти знания грядущим поколениям», — сказала Дуньямалыева.

В архивах, как отметила эксперт, благодаря зарубежным этнографам и путешественникам, сохранилось много материалов по старинным костюмам Азербайджана. По ее словам, информация разбросана по разным архивам, ее необходимо лишь собрать, изучить и только после этого начать пропагандировать, чтобы не допустить ошибок.

Эта выставка отличается тем, что на ней была представлена одежда не только азербайджанцев, проживающих на территории Азербайджана, но и соседних стран. Дуньямалыева постаралась показать наряды различных слоев населения, то есть одежду купца, воина, знати, духовенства и т.д.

Женские наряды

На выставке была представлены как женские, так и мужские наряды, которые с удовольствием согласилась описать Dalma News Сабира Дуньямалываева. По ее словам, в Азербайджане, как и в других странах, национальный костюм отражал социальный статус, материальное благополучие и другие моменты, в том числе и политическую принадлежность. Костюмы сильно отличались от региона к региону. Так, к примеру, женский костюм указывал на возраст и семейное положение.

«Шили одежду из ярких, цветных тканей, украшая их пуговицами. По качеству тканей можно было судить о достатке семьи. Костюмы молодых и пожилых женщин отличались по цвету. Молодые отдавали предпочтение более ярким и сочным тонам, а женщины постарше носили одежду более сдержанных оттенков. И этому есть разумное объяснение: молодая девушка должна была быть привлекательной, чтобы побыстрее создать семью», — сказала модельер.

Женский костюм состоял из шаровар, расклешенной юбки и рубахи с длинными рукавами – «архалыг» или «кюляджа» с широким овальным вырезом на груди. Наряд плотно облегал спину и грудь, выгодно подчеркивал талию, благодаря плотно стянутой юбке, которая ниже расходилась оборками. Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали шаровары, нижнюю и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Одним из важны элементов наряда был головной убор — келагаи или платок, которые нельзя было снимать в обществе незнакомых мужчин.

Как было отмечено вышек, наряды разделялись по регионам. К примеру, женщины, проживающие на территории Газаха и Ленкорани, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. Жительницы же Карабаха и Гянджи надевали чепкены (верхняя рубаха) с длинными рукавами сверху на кофту, чтобы плотно облегалась талия. Она застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку на чепкене имелись рукава с нарукавниками.

Широкие шаровары надевали жительницы с Нахичевана, а зажиточных женщин этого региона часто можно было увидеть в длинных кюледже (верхняя одежда до пояса с гофрированным подолом) с богатой вышивкой и разными узорами. Наряды азербайджанок, проживающих в Ереване и Тебризе отличались лишь длиной юбок – они были ниже колен.

По словам Дуньямалываевой, лишь наряд невесты был одинаковым во всех районах. Она отметила, что свадебное платье шили только из красной ткани, потому что азербайджанцы считали этот оттенок символом благополучия и счастья.

Мужской костюм

Мужской костюм был практически одинаков по возрастным категориям, а социальный статус мужчины можно было определить исключительно за счет тканей, богатства и разнообразия отделки. Мужской наряд состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии. Черкеске (верхняя одежда) отводилось особое внимание, она надевалась сверху на рубашку. На ногах — сапоги, а на голове папаха, для которой выбирался каракуль или овчина. В области груди же располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль.

«За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений от рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный. Также обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие в те времена», — сказала модельер.

А костюм жениха, по ее словам, отличался лишь белым цветом.

В завершении беседы Дуньямалыева отметила, что будет продолжать заниматься изучением национальных костюмов Азербайджана и постарается посетить и другие музеи, в которых они хранятся.

Подготовила Кямаля Алиева

Национальный костюм. Взгляд из Лондона в Баку

Хотя Аидин дед, известный в Азербайджане физик и академик, справедливо считает, что и вторая дочь не уступает, и остальные внучки, а все вместе красотой удались в его супругу, так рано ушедшую из жизни. В честь неё и назвали Аиду.

Но представлять азербайджанский национальный костюм мы попросили именно Аиду Махмудову, потому что она профессиональная художница, потому что она очень любит и скучает по родному Азербайджану, потому что вот уже восемь лет живет азербайджанская красавица в Лондоне, где, кстати, и учится на художницу в престижной арт-школе. Из Лондона родные наряды видятся по-другому. По нашей просьбе Аида нарядилась в национальный костюм. Кажется, первый раз в жизни.

Взгляд из Лондона

Неугомонный Запад век за веком экспериментирует со своим гардеробом, перекраивая его с учетом веяний им же, Западом, придуманной моды. То приторочит оборки, то заузит юбки, то оденет всех в полосатое джерси, то, напротив, в клеенку диких расцветочек. Для каждого сезона – свои ценности, своя красота. Восток на всю эту суету смотрит по-отцовски снисходительно. Здесь критерии красоты на протяжении тысячелетий одни и те же. Никакие сиюминутные веяния моды этого глубокого убеждения поколебать не могут. Восток – территория вечных ценностей. Конечно, лукавый восточный человек не брезгует западным костюмом от кутюр. Хотя, в сущности, что такое современные пиджак и брюки, как не трансформация древних шальваров и халата. Восточный человек относится к новым веяниям моды лояльно, однако отлично знает, что рано или поздно Дольче с Габаной уйдут в небытие, Лагерфельд развеется прахом, имя Версаче забудется, а золотая парча, невесомые шелка, сверкающие рубины и серебро галунов по-прежнему будут ласкать взор и радовать сердце – и через триста лет, и через тысячу.

Простота кроя и богатство отделки – вот, собственно, и вся философия восточного костюма. Именно так традиционно одевались и азербайджанцы, потомки древних тюркских племен, представители одного из крупнейших и древнейших народов Кавказа.

Свой шелк, русский ситец

Вплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач, называемый на местный манер «гумаш», плюш и ситец (чит): поначалу в Баку завозили ситец Морозовской текстильной фабрики (Морозов агы), в 1901 году здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура (Тагыjев агы).

Ситец, крашеная домотканая бязь, а также местный тонкий шелк без рисунка шли на пошив нижних дамских рубашек (кейнек). В богатых семьях рубашки шили из мадаполама – баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

Сто одежек

Непременной деталью дамского туалета в Азербайджане, как и в любой другой мусульманской стране, были штаны либо шальвары (шаровары), стянутые на талии плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. В Баку, Шемахе и Нахичевани дамы также носили на улицу чахчур – штаны, собранные у щиколотки на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани. Чахчур надевали и для верховой езды.

Поверх штанов полагалось носить нижнюю юбку, поверх нижней – среднюю, промежуточную (ара туманы), поверх средней – одну или несколько верхних. Юбки, собранные у талии в пышные складки, шили вручную из 8–16 прямых полотен материала разного достоинства (шелка, бархата, парчи, сатина, тонкой шерсти). Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали и шаровары, и нижнюю, и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну – стеганную йорган туман на вате.

Поверх нижней рубашки и многочисленных юбок азербайджанская женщина носила верхнюю рубашку простого кроя туникообразной формы с небольшим круглым вырезом либо разрезом на груди. Низ рубашки, как и подол верхней юбки, принято было обшивать галуном либо монетами, ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками и тесьмой (сырыма) из шелковых или золотых ниток. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам.

Верхняя женская одежда также не отличалась разнообразием фасонов. Зато была непременно богато украшена бисером, бусами, канителью, тесьмой и галунами, а также золотыми или серебряными бляхами и мехом. Вот как описывает женский наряд один из русских путешественников, посетивший Баку в начале XIX в.: «Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых – из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову». В общем, сто одежек.

Пальто не надо

Кстати, упомянутый архалыг – нечто среднее между пальто и халатом – был, пожалуй, самой распространенной верхней одеждой в Азербайджане. Носили его как женщины, так и мужчины. Бархатный, атласный, сатиновый либо шерстяной, из дорогой мисгалы тирме (полосатая ткань с растительным орнаментом), архалыг шили на подкладке, с узкими либо расширяющимися от локтя книзу рукавами. На груди – меховая оторочка, узорная домотканая тесьма, галун или дутые бутонообразные золотые украшения наподобие бубенчиков. Застегивался архалыг на крючки или пуговицы (можно и то и другое – чем затейливее, тем лучше).

Помимо архалыга существовали стеганные лабада, эшмек, бахары. Передние полы этих видов одежды не должны были полностью закрывать грудь, рукава доходили только до локтя. Шили их из бархата, тирме и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами. Гурду – зимнюю безрукавку – помимо прочего, оторачивали бобром, куницей либо мехом хорька.

Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Впрочем, в сельской местности в качестве верхней одежды многие до сих пор предпочитают большую теплую шаль.

Посрамление Данаи

Непременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения – головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, украшения для кос. По сравнению со среднестатистической азербайджанкой Даная, возлежащая под золотым дождем на полотнах художников Возрождения, выглядит нищенкой. Без украшений дамы в Азербайджане ходили лишь во время траура, а также 40 дней после родов. Любовь местного населения к драгоценностям была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек (в крупных городах держать пару левреток считалось престижно).

Украшения для одежды состояли из всевозможных затяжек, булавок, пуговиц, монеток, бубенчиков. Помимо этого, каждой замужней даме полагалось носить пояс, украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет (хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега). Необходимым набором для любой, даже не слишком обеспеченной женщины считались серьги, кольца, браслеты и бусы.

Девочки начинали носить украшения с младенчества. Новорожденной вешали на руку бусины гёз мынчыгы, чтобы уберечь от дурного глаза, позже такие же бусины вдевали в уши. Ну а лет с 12 девочки щеголяют в полном парадном комплекте – кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески. Всю эту красоту она будет носить вплоть до рождения первенца. А потом количество украшений пойдет на убыль, годам к пятидесяти дойдет до минимума: серьги, пара браслетов и несколько колец.

Лучшие свои украшения и наряды азербайджанки надевали. в баню. Дело в том, что баня для местных женщин была своего рода клубом. Здесь можно было спокойно собраться, отдохнуть от домашних дел, вдоволь наговориться и посплетничать. Кроме непременного медного кувшина и банного сундучка хамам сандыгы с маленьким замком (сундучки эти и кувшины, на заказ изготовленные медником, полагалось давать каждой девушке в приданое), в баню брали специально к этому случаю приготовленные сладости, вино, фрукты. В бане дамы старшего поколения выбирали невест для своих сыновей – благо все достоинства и недостатки девушек здесь были на виду. В бане женщины перемывали кости мужьям, обменивались друг с другом секретами красоты, смешивали хну для окраски волос, обсуждали, в какой лавке лучше покупать угольно-черную сурьму для ресниц и асфальтово-серую весме для бровей, и стоит ли вместо сурьмы и весме использовать мил – специальный косметический карандаш (мил существовал трех видов – для глаз, бровей и родинок – хал). Здесь же, в бане, мастерица узалан за весьма умеренную плату с помощью крученой нитки могла избавить девушку от излишней растительности на лице (этот примитивный способ депиляции, называемый здесь уз алдырмаг, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад). Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о гиляби – особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла. Гиляби бывает голубой, желтой и белой. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие – для стирки одежды.

Чадра стыдливости

Пожалуй, баня была единственным местом, где азербайджанку можно было увидеть с непокрытой головой. Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия. Кое-где женщины накручивали на голову чалму или динге (сложное тюрбанообразное сооружение из шали, которое закрепляли, как и чалму, специальными крючками). Однако чаще всего голову просто покрывали шелковым платком, который в разных районах повязывали различными способами. Молодежь предпочитала платки ярче, пожилые – темнее. Под платком многие носили вышитый и украшенный золотыми бляхами чепец, называемый здесь гадын папахы. Чепец имел несколько функций: сохранять прическу, скрывать волосы от постороннего взгляда, основное же назначение его было в том, чтобы шелковый платок, повязанный сверху, не соскальзывал.

В быту вместо чепца нередко надевали чутгу – такую специальную головную повязку из темного сатина, атласа или ситца. Чутгу шили в виде узкого чехла, открытого с обоих концов, и повязывали вокруг головы узкой ленточкой (одновременно прикрыв ею лоб). В чутгу собирали волосы или косички и закладывали их на спину – исключительно удобно во время домашних и полевых работ. Кое-где в сельской местности пожилые дамы носили такие повязки вплоть до 60-х годов XX века.

Впрочем, не важно, что у тебя на голове – чутга, чалма или платок. Главное, чтобы косы были прикрыты. Из-под головного убора позволялось выпускать лишь подрезанные у ушей и специально завитые локоны. Да и то лишь дома.

Женщине, выходя на улицу, полагалось с головы до пят укутываться в чадру. Правда, правило это неукоснительно соблюдалось лишь в городах. Здесь дамы щеголяли в атласных покрывалах с занавесочкой на лице и кружевной сеткой для глаз. В деревне нравы были проще. Чадру извлекали из сундука лишь по особым случаям: скажем, если предстояло ехать в соседнее село навестить родню. В остальное время на людях нижнюю часть лица просто прикрывали уголком головного платка. Мужское население Азербайджана к головным уборам относилось, пожалуй, более трепетно, чем женское. Шапка для мужчины была чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором. Но об азербайджанских мужчинах, конечно же, в следующий раз. Это не просто отдельная тема, это вообще особый разговор. А мы вернемся к Аиде.

Взгляд из Баку

Сентябрь. Аида уже опять в Лондоне. Опять почти родной и привычный английский. Джинсы, маечки, кофточки. Кто знает, придется ли ей еще когда-нибудь надевать гурду или архалыг, чутгу или динге. Ведь наша фотосессия в народном костюме – что-то вроде игры. А в жизни. В длинных рукавах, позвякивая золотыми монетами на поясе, не спустишься в лондонскую подземку – тьюб, не постоишь у мольберта. Кисти, краски, холсты требуют других нарядов. Но нам кажется, что в картинах Аиды теперь станет больше золота парчи, небесного цвета невесомых шелков, сверкающих рубинов и серебра галунов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *