Марийский национальный костюм

По одежке встречают: как сложился марийский национальный костюм

Костюм является почти слепком тела, неким следом жизни человека в определённое время, а также отражением состояния души и духа времени. Повседневные вещи проживают такую же жизнь, что и сами люди. Наверное, одежду можно даже назвать самым честным рассказом о человеке.

В свою очередь, национальный костюм можно отнести к правдивой истории целого народа. Самобытные одеяния являются неотъемлемой частью и достоянием культуры определённого этноса, накопленное столетьями.

Попробуйте надеть, например, предметы русского убранства – сарафан с рубахой. Разве можно в них двигаться быстрой и угловатой походкой, делая резкие движения? Невольно выпрямляешься, поднимаешь голову, ступаешь мягко, аккуратно, «будто пава».

Сегодня РИА SM-News предлагает познакомиться с историей национального костюма коренного народа Республики Марий Эл.

Вложенный в создании колоритной одежды труд не имеет цены

Сегодня, когда процветает fashion-бизнес, объём глобального рынка одежды постоянно расширяется. Однако в древности о таких масштабах и не задумывались. Тогда для изготовления вещей требовалось не столько продолжительное время, сколько колоссальный труд.

Чтобы создать марийский костюм, местные жители использовали льняные и конопляные холсты. На северо-востоке региона нам рассказали, что такие материалы использовали ещё в середине XX века.

«Изготовление национальной одежды включало огромный подготовительный этап работы. Главным образом, это касается изготовления волокна. Летом марийки занимались уборкой льна или конопли.

Причём они собирали растения, припевая народные песни. После этого женщины обрабатывали его на волокно. Действительно, это был долгий и трудоёмкий процесс.

Таким образом, труд, который вложен в создание национального костюма, не имеет цены!» – объясняет с гордостью житель Сернурского района Евгений.

Основной цвет марийских вещей – это, конечно, белый. Чтобы лён приобрёл белоснежный оттенок, его оставляли на снегу на некоторое время.

Уникальная вышивка народа мари

Марийки известны как искусные вышивальщицы. Традиционная вышивка является плотной и ковровой, а выполняется стебельчатым швом, сложным крестом и двусторонней гладью.

Представительницы марийского народа используют геометрический орнамент, реже растительный. Чаще всего узор состоит из солярных знаков, ромбов, кругов и других форм.

В список основных цветов входят красный, синий и чёрный, которыми выполняются контуры рисунков. При этом дополнительными оттенками становятся жёлтый, зелёный, розовый и белый.

Затем талантливые рукодельницы нашивали на вышивку бисер, блёстки и монеты. Помимо этого, для украшения марийки использовали оборки, тесьму, ленты и кружево.

«Национальная вышивка вышивалась с изнаночной стороны, а узор получался на лицевой. При этом она являлась оберегом. Раньше не было тесёмок, поэтому народ мари использовал вышивку.

На каждой части одежды был свой орнамент: на подоле одежды был один орнамент, а на груди, плечах, руках – уже другие», — отмечает мастер Лидия Кудрявцева.

Правила марийского стиля для женщин

Костюм прекрасной половины народа мари сложнее и разнообразнее, чем у сильной половины. Дело в том, что женские вещи имеют больше украшений.

Национальный костюм девушек включает в себя тувыр (длинная холщовая рубаха), которая служит также нательной и верхней одеждой. Далее такое платье дополняется яга (нагрудное украшение), ӱштӧ (пояс) и ончаласакыш (передник).

Верхнее убранство, которое называется шовыр, представляет собой распашной летний из белого домотканого холста кафтан.

Однако главная особенность женского убранства кроется в головных уборах – башлык или шымакш. Это прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, образующий колпачок. Остроконечная часть выставляется надо лбом, а нижняя, полотенчатой формы, спускается на затылке до плеч.

В чём состоит отличие башлык от шымакш? Первый одевали невесте в первый день свадьбы, а второй носили замужние женщины. Кроме того, у прекрасных мариек был такой головной убор, как солык (треугольный наплечный платок).

Его украшали бахромой, позументом (тесьма – прим.ред.), вышивкой, подвесками из бисера и блёстками на широком конце. Между прочим, солык можно было увидеть на представительницах народа мари только в праздники.

Мужская мода на марийский лад

В основные атрибуты самобытного мужского одеяния входят холщовая вышитая рубаха (тувыр), холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан (шовыр).

Сорочка была тупикообразной и имела схожие черты с женским убранством. Единственное отличие, что рубаха представителей сильной половины народа мари короче. Тем не менее она также украшается вышивкой, бисером и монетками.

Если говорить о штанах, то их шили из грубого сурового холста. Кстати, брюки имели такой же покрой, как у чувашей и татар. Штаны держались на талии благодаря завязкам. Фасон марийских брюк аналогичен русским, но вместо завязок пришивали пояс.

Что касается головного уборка, то марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку чёрную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными.

Без обуви никуда

Бесспорно, важным элементом одежды, без которого, в буквальном смысле, нельзя выйти из дома – это обувь.

Народ мари носил йыдал – это лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийская обувь имеет носок с острыми углами, чем отличается от русских с круглым носком. Затем ногу обёртывали ыштыр или вургыштыр, т.е. портянками из белого и чёрного сукна.

На торжества марийцы выбирали онучи (часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок, под сапоги и лапти – прим.ред.). Их украшали по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.

В позапрошлом веке у народа мари не сильно была распространена кожаная обувь. Предполагалось, что её могли позволить себе лишь зажиточные марийцы. Позже коренной народ Марийского края стал носить калоши, ранее считавшиеся предметов богатых представителей мари.

Что до зимней обуви, то в холодное время года местные жители отдавали предпочтение валенкам. К слову сказать, в январе в Марий Эл даже отмечают праздник валенка Портышкем пайрем.

Наряд старинный бережём

Сегодня традиционные костюмы вызывают всё больший интерес. По сути, в народном убранстве сосредоточены черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство. Главным образом, особенность самобытной одежды – это представление определённого этноса о красоте.

Сохранился ли до наших дней марийский костюм? Безусловно! Среди коренных жителей Марий Эл он не потерял своей актуальности и сохранил своё значение.

В республике работают различные студии, где умельцы шьют народные вещи, а также создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки.

Текст подготовлен по материалам портала «Туризм в Республике Марий Эл».

Бирский исторический музей

День национального костюма в музее

По распоряжению Правительства Республики Башкортостан в 2019 году были установлены Дни национального костюма народов Республики Башкортостан. Они отмечаются в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября ежегодно. В 2020 году это событие выпадает на 17 апреля.

Республика Башкортостан – многонациональный регион России. Здесь проживают люди 164 различных национальностей. В Бирском районе представлены 40 из них. Многообразие народов определяет и многообразие национальных костюмов.

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. В костюме отражаются представления народа о гармонии и красоте. Как жаль, что все чаще увидеть национальный костюм мы можем только в музее.

В фондах Бирского исторического музея найдется немало национальных элементов одежды, есть в нем и целые костюмные комплексы. В витрине с национальными костюмами представлена женская одежда всех четырех основных народов, проживающих на территории Бирского района – русских, башкир, татар, мари. Но только марийский костюм является оригинальным. Это женский свадебный костюмный комплекс.

Он состоит из рубахи (тувыр). Ее верхняя часть туникообразная, а низ имеет широкий подол и состоит из нескольких полотнищ, причем на подол нашита оборка из цветной фабричной ткани. Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых мари. Использование в костюме фабричных тканей и заимствования некоторых элементов от соседей – башкир и татар, существенно разнообразили костюм восточных мари, сделав его ярким и неповторимым.

Поверх рубахи надет ош шовыр – это один из важных частей свадебного костюма невесты. Это летний холщевый распашной кафтан со сборкой и оригинальной отделкой по низу. Аналогичной отделкой украшен также низ рукава.

Так невеста была одета до прихода к ней жениха на ÿдыр модыш, перед самым же приходом жениха, она надевала еще поверх и черный кафтан – пешмет или йылян, таким образом, показывая свой переход в новый статус. Второй тип кафтана отличает от первого цвет ‒ черный и качество ткани ‒ фабричная ткань. Стоит отметить, что порядок надевания невестой этих кафтанов повторяет очередность вхождения их в употребление. Так, белый холщевый кафтан — это исконно марийский вариант, а пестрый или однотонный появляется с распространением фабричных тканей и расширения контактов с тюркскими народами ‒ покрой и название передают это.

Как и мужчины, марийские женщины обязательно надевали холщевые штаны. На ноги надеты характерные для народа мари лапти с укрепленным мыском.

В силу того, что традиционный покрой рубахи был туникообразный, широкое практическое и культовое значение имел пояс. Пояс и полотенце, очевидно имеющие историческую общность, означают соединение, протяженность, завязываемость. Поэтому в традиционном костюме восточных мари представлены поясные полотенца – шовыч и чоканÿштö, шиянÿштö. Одно из них невеста дарит будущему мужу, а другое оставляет себе и хранят до конца своих дней. Невеста вышивала полотенца в качестве подарков родне мужа, а также брала с собой в приданое, чтобы развешивать во время праздников в доме мужа, а также каждая молодая девушка в первый год проживания в новой семье должна была жертвовать полотенце в честь весеннего праздника пашни агавайрем. Таким образом, непосредственная связь полотенца и пояса прослеживается и сегодня. Невеста повязывает полотенца жениху и его дружкам так, чтобы концы его свисали как концы пояса. В данном значении поясные полотенца имеют охранительную и объединяющую функцию.

Обязательными атрибутами женского костюма являются украшения – головное (такия) и нагрудное (сога). Сога – это кусок ткани, украшенный чешуеобразно нашитыми монетами, бисером, пуговицами, позументом и бахромой, лентой, с двумя тесемками для завязывания на шее.

В качестве головного украшения женщины носили полусферическую шапочку — такию, входящую во многие традиционные костюмы народов Поволжья. Ее шили из холста, обшивали фабричной тканью. Передняя (видимая) его часть украшена оригинальными монетами, а то, что оказывалось под платком, расшито тонкими круглыми металлическими пластинками.

Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком (солык) сложенным по диагонали, надетым поверх такии и завязанным под подбородком. Так, в течение свадьбы марийская девушка меняла свой головной убор три раза: с девичьего (головная повязка или платок) на невестин (такия), и на убор замужней женщины. В иных семьях, в связи с тем, что не сразу надевали головной убор замужней женщины, женщины повязывали платок на повседневность, а свадебный убор — по праздникам. После рождения первенца (не имеет значения пол ребенка) женщине надевали другой головной убор — акай ( лит.- шымакш, рус.-сорока).Наш костюм также дополнен подбородочным украшением.

На сегодняшний день, когда играют свадьбу традиционного характера, цвета костюма невесты сохраняются традиционные (белое платье и кафтан, поверх черный кафтан). Материалы используют фабричные, легкие, орнамент вышивки цветочный. Участницы свадьбы приходят в традиционной одежде, подпоясанной передником (ончылак). Необходимо отметить, что подол платья восточно-марийской женщины испытал особую эволюцию. Если до середины XIX века он украшался геометрическим орнаментом, потом постепенно вышивка заменилась лентами, тканым узором и оборками. То в последнее время, вышивка стала возвращаться на подол марийского платья орнаментальными формами растительного характера, выполненного гладью – это стало одним из результатов интенсификации контактов с марийцами республики Марий Эл. Стало популярным носить платья из ярких, блестящих синтетических материалов с цветочной вышивкой. На голову повязывают фабричный платок.

Марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия. Этому бережному отношению к своим корням другим народам следует поучиться.

#национальныйкостюммузеиРБ

Презентация на тему Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

Презентация на тему Презентация на тему Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка

Слайды и текст этой презентации

Марийский национальный костюм Выполнила: Алексеева Диана Олеговна, студентка факультета педагогики, 2 курс 1 группа

Народный костюм – яркое и неповторимое явление национальной культуры, где отражаются представления о красоте и целесообразности. Он является одним из важнейших компонентов фольклорных коллективов.
Оформившись в древности, на протяжении веков, костюм, особенно женский, обогащался и видоизменялся, в соответствии с эстетическими вкусами. Формы костюма зависели от природно-климатических, социально-экономических, исторических условий.
Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Особенности марийского народного костюма

Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:
Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.
В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.
Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.

Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.

Выше представлен один из вариантов танцевального сценического костюма восточных мари. Он отличается от обычного марийского костюма, но при этом не теряет своих традиций. Преобладающим цветом, как и полагается в марийском костюме является белый и бордовый. Начиная с рукавов и заканчивая подолом, платье расшито яркими крупными цветами. Низ подола и рукавов украшен нежно розовыми и красными лентами. Важной частью марийского костюма является пояс. Он отделан красной лентой и маленькими декоративными монетами. На груди красивым узором все также располагаются красная ленточка и монеты.

В настоящее время применение национального костюма все более перемещается в сторону праздничного и сценического. Но при этом она теряет свой популярности. Марийский народ никогда не упускает возможности показать свои великолепные костюмы. Мы всегда стараемся наряжаться на различные мероприятия и национальные праздники. Это делает нас счастливыми и сближает с традициями наших предков. Я горда тем, что являюсь частью этого народа, поэтому постараюсь сохранить и передать его самобытность и уникальность.

Национальный костюм

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой. Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха («тувыр»), холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи. Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки. На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста, верхний конец которого сшивался остроконечно. Интересно, что весь головной убор богато украшался вышивкой.

Сорока – второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твёрдой основе из бересты или кожи, а с боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник. Сорока не является архаичным женским головным убором мари. Она была заимствована у русских в период христианизации. Переняв саму форму головного убора, марийцы перенесли на неё свои орнаментальные мотивы.

Третий тип головного убора, бытовавший у всех трёх этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда с нашмаком. Шарпан – это полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой и тесьмой. Нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали только шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В тёплое время года они полотенцем обёртывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали ещё и шею.

Четвёртый тип головных уборов – платок из холста с вышивкой («шовыч»). Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырёхугольный. Зимой надевали тёплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток.

В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.

Другое по теме:
  • Марийские музыкальные инструменты
  • Марийский национальный танец
  • Кÿсле («гусли»)
  • Национальная кухня
  • Кравец
  • Подкогыльо
  • Команмелна
  • Палыш
  • Марийская национальная вышивка
  • Декоративно-прикладное искусство
Интересный факт

Тут какой-нибудь интересный факт про это место..

Кто такие марийцы?

Кто такие марийцы?

    02.03.2021 Межнациональные отношения / Новости

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с марийцами.

Марийцы – финно-угорский народ. По результатам переписи населения 2010 года в России проживает около 550 тысяч марийцев, половина – в Республике Марий Эл. Марийцы делятся на три этнические группы — горных, луговых и восточных марийцев. Их традиции, национальный костюм и язык отличаются.

Предки марийцев появились на территории современного Волго-Вятского района в начале первого тысячелетия новой эры. Их земли раскинулись по обе стороны Волги. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства. В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства.

Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть марийцев приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество — марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам. Поэтому марийцев часто называют последними язычниками Европы.

В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. Место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины.

Национальный костюм

Мужской марийский костюм состоял их холщовых штанов, вышитой туникообразной рубахи и кафтана. Обувались в лапти, кожаные сапоги и валенки. На голове носили валяные из шерсти шапки «теркупш».

Женский костюм в основном повторял элементы мужского, за исключением рубахи, которая была ниже колен, и передника. Женщины носили множество украшений нагрудных и поясных. На голове — сороку, шымакш, нашмак, головное полотенце с очельем (шарпан).

В женском марийском костюме каждому типу головного убора соответствует свой тип рубахи и одежды, свои украшения. Кроме того, женский костюм отличается в разных районах проживания, у каждого — свой способ изготовления, крой, силуэт, колорит, способ декоративной отделки.

Марийки всегда были и остаются искусными вышивальщицами. Практически все формы женского и мужского народного костюма украшались сложной и богатой вышивкой. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.

Национальная кухня

Марийская кухня богата, разнообразна и проста в приготовлении. Супы готовят на мясном, грибном и рыбном бульонах, на овощном, фруктовом, ягодном отварах, на молоке и хлебном квасе. Заправляют овощами или крупами. Их особенностью является слегка кислый или солоноватый вкус. Среди вторых блюд популярны отварная круглая колбаса «шырдан», домашняя колбаса из кусочков мяса с салом и кровью «сокта», лосятина, тушеная медвежатина.

Из творога готовят сухие сырники «туара», творожные шарики в молоке, творожный напиток.

Распространенным угощением у марийцев являются «команмелна» – трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин.

Предлагаем один из вариантов рецепта трехслойных марийских блинов:

Для 1-го слоя — мука ржаная или пшеничная 240 г, 1 яйцо, соль;для 2-го слоя — мука овсяная или крупа манная 40 г, простокваша или кефир 128 г, сметана 80 г;для 3-го слоя — крупа овсяная 120 г, сметана 200 г. (Толщина готового блина 7 мм.)

Пресное крутое тесто из муки, яиц и соли раскатать по размеру сковороды в тонкую лепешку толщиной 1,5- 2 мм. Лепешку слегка подрумянить в жарочном шкафу, затем смазать густой смесью овсяной муки, простокваши или кефира и сметаны. Блин снова подрумянить, затем положить третий слой — овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпечь, смазать топленым или сливочным маслом. Подавать горячими.

Марийцы в Санкт-Петербурге

В ноябре 1997 года марийцы Северной столицы создали общественную организацию «Санкт-Петербургский центр марийской культуры» под руководством Василия Соколова. В апреле 2013 года — Автономную некоммерческую организацию «Марийское землячество Санкт-Петербурга», председатель – Ирина Смирнова. Смена названия не снизила активности петербургских марийцев.

По инициативе землячества в 2014 году впервые состоялась «Финно-угорская пасха». В 2013 и 2019 годах прошли межрегиональные выставки «Родом из Марий Эл», на которых были представлены работы марийских художников. В 2020 году — выставка-конкурс, посвященная памяти марийского национального героя, защитника блокадного Ленинграда Зосима Краснова.

Зосим Краснов (1924-1984) — участвовал в прорыве блокады Ленинграда и её окончательном снятии. Два раза был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции» красноармеец Зосим Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

12 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище открыли мемориальную плиту, увековечившую подвиг марийцев — защитников блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый четвертый житель региона, почти половина бойцов погибла или пропала без вести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *