Национальный костюм бурятов

Центр культуры коренных народов Прибайкалья

  • Буряты
  • Тофалары
  • Эвенки
  • Сведения
  • Медиа
  • Организации

Бурятский костюм

Национальный костюм — значительная область традиционной культуры бурят. Тра­диционная одежда бурят была максимально приспособлена к особенностям ведения хо­зяйства в условиях резко континентального климата Сибири.

Верхняя одежда бурят называлась дэгэл или дэли. Покрой дэли был халатообразный, без плечевого шва, с запахом на правую сто­рону. Зимнее дэли шили обычно из овчины длинношерстной мерлушки, покрывая сук­ном, китайским шелком, бархатом. Летние дэли были матерчатые. И зимние, и летние дэли делались длиннополыми, до щиколоток, и хорошо защищали ноги от сильных морозов, особенно при езде на лошади. Такая одежда не стесняла движений при посадке в седло. Рукава дэли, также удлиненные, выполняли функцию рукавиц. Обшлага рукавов в виде конского копыта оторачивали чаще мехом бо­бра, мерлушкой или бархатом.

Мужское дэли было неотрезным по талии, с длинными расширяющимися книзу подо­лами, с цельнокроенными рукавами. Глубо­кий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричне­вым, темно-зеленым, бордовым. Обязатель­ной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Непременными атрибутами традиционного мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

Если в мужском халате конструкция оставалась одинаковой для всех возрас­тов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. В одежде женщины пре­обладают округлые формы: на плечах рука­ва — буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цветов и раз-

личные оттенки дымленого меха, овчины, камусов. На женское дэли, отрезное по та­лии, замужние женщины надевали длинные или короткие безрукавки.

Несмотря на общий стиль и покрой, верхняя одежда бурят, проживающих в раз­ных регионах, имела свои особенности, ко­торые проявлялись в некоторых деталях, в декоре. Основным элементом декора костюма и украшений бурят Иркутской об­ласти являлись круглые бляхи и монеты. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловы­ми бусами.

Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем -правый, женщины — наоборот, сначала на­девают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать

по отношению при входе), а женщина — по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

С давних времен все бурятские женщины очень искусно и аккуратно умели шить нацио­нальную одежду.

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись регио­нальные различия. Традиционно шапки ши­лись вручную, наряду с ними носили также и покупные. В Иркутской области наиболее рас­пространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Также иркутские буряты носили шапки, сшитые из выдры. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры.

Женщины надевали шапки, верх которой делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона обшитый тканью. Все части шапок по цвету, по порядку соединения между собой показы­вают жизнь во веки вечные. Зимние шапки в основном шились из шкуры ягненка, колонка, соболя, лисы, белки.

Бурятская обувь называется гутал. Она различалась на мужскую и женскую. Ее шили из дублёной по бурятскому методу овчины.

«Бурятский костюм»- презентация — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНиколай Яснов

Курс «Краеведение»-8класс, название проекта «Национальный костюм»

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Бурятский костюм»- презентация» — Транскрипт:

1 Бурятский национальный костюм

2 Верхняя одежда ( как мужская, так и женская ): Верхняя одежда ( как мужская, так и женская ) Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.

3 Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крашеном. В холодное время года, в особенности в дороге доха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. ( Пример шёлкового халата )

4 Дэгэл ( дягиль ) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения : огниво, ганза ( маленькая медная трубка с коротким чубуком ) и кисет с табаком.

5 Нижняя одежда и обувь : Нижняя одежда и обувь : Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи ( ровдуга ); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи ( ровдуга ); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

6 Головные уборы : Головные уборы : Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой ( зала ) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти ( зала сэсэг ) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой ( зала ) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти ( зала сэсэг ) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

7 Примеры головных уборов : Примеры головных уборов : На фотографиях показаны стандартные бурятские головные уборы

8 Чем же отличаются мужской и женский костюмы ? Женская одежда отличалась от мужской украшениями, вышивкой и немного цветовой гаммой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

9 Украшения : Украшения : Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » ( подвески ); на руках серебряные или медные бугаки ( род браслетов в виде обручей ) и другие украшения. Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » ( подвески ); на руках серебряные или медные бугаки ( род браслетов в виде обручей ) и другие украшения.

10 Женский и мужской костюмы

11 Но также … Но также … Мужские костюмы не различаются по возрастным категориям. Различаются же они за счёт времени года, социального и материального положений, праздничных обрядов, ну, и конечно же, из — за религиозных убеждений. А женские различаются не только по этим параметрам. В отличии от мужских, возрастная категория играла важную роль в одеянии женского пола.

12 Одежда девочек Одежда девочек До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое ( арюухан ) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

13 Примеры детской одежды : Примеры детской одежды :

15 Пример летней одежды девочек :

16 Одежда девичья Одежда девичья Одежда девушек ( балаган дэгэл ) в комплексе с прической и украшениями отличалась от одежды замужних женщин. Одежда девушки зависела от возраста, она менялась с переходом из одного возрастного периода в другой, с изменением общественного положения. Раньше одежда до замужества сохраняла покрой мужской одежды : туникообразная, с цельнокроеными рукавами, талия не отрезная, на грудной части верхней полы — декоративный энгэр.

17 В последние десятилетия девичьи дэгэлы стали отрезными по талии, рукава при этом сохранили прежний покров. При шитье одежды для девушек используются те же ткани, что и в женском костюме. При достижении зрелости в лет меняются покрой платья и прическа. Платье шьется отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывает линию шва вокруг талии ( спереди и сзади ).

18 Одежда замужних женщин Одежда замужних женщин В принципе, она ничем не отличалась от мужского костюма, кроме как украшениями, вышивкой и цветовой гаммой.

19 Ритуальные костюмы бурятов

20 Свадебный костюм Свадебный костюм Каждая невеста должна была иметь приданое ( ножи ), куда входили одежда, головные уборы, обувь, украшения и т. д.

21 Дополняли свадебную одежду серебряные нагрудные гуу, наплечные гуу, височно — нагрудное h иихэ, боковые бэлэ -h анжуурга. Все эти женские украшения придавали невесте торжественность. Обувь эрмэг гутал была нарядной, и невеста надевала ее к более соответствующую случаю. В таком наряде невеста исполняла обряды поклонения огню, божествам рода жениха, которые якобы охраняли благополучие семьи. После исполнения этих обрядов невесте поверх ее одежды надевали длиннополую безрукавку ( ута ужа, морин ужа ), что символизировало ее переход в разряд замужних женщин, а значит, в другой род, семью мужа ( хари кун болото ).

22 Мужской свадебный костюм Праздничный костюм мужчины мало чем отличался от повседневного, только более яркими цветами, ритуальным покроем и немногими украшениями для обряда.

23 Похоронная одежда Похоронная одежда Погребальной одежды, специально изготовляемой, у бурят не было. Траур в одежде почти никак не отражался. Умерших хоронили в лучшей праздничной традиционной одежде со всеми украшениями, если таковые имелись у человека, при отсутствии — в обыденной одежде. Покойника также « снабжали » всем необходимым — трубкой, чашкой, так как, по понятиям бурят, в загробной жизни он нуждался в них.

24 Шаманский костюм Шаманский костюм У шаманов был халат или плащ из замши ( ровдуги ) с прямым разрезом спереди, полы сходились встык, завязывались или застегивались на пуговицы. Прямые рукава пришивались к прямому стану. Одежда изобиловала подвесками. Спереди прикрепляли пластиночки, вырезанные в виде фигурок волка, медведя, и многочисленные трубчатые подвески, сделанные из железа.

25 На подол, рукава, нижний край нагрудника нашивалась бахрома, нарезанная из кожи. На спинку, на уровне лопаток, прикреплялась толстая железная пластина ( архалан ). К этой пластине подвешивались разные цепи, жгуты, среди них.

Национальный костюм: буряты в разные периоды жизни

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20–30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, конский волос и чуть позднее – натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид национальный костюм. Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда – мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты – коренной народ Сибири. На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа – дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят – для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • лиф;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты – очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста – около 15 лет – покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды – безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина – один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой – ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство национальные костюмы народов России. Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах – удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский народный костюм включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги – это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма – коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» — различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

Этнический костюм бурят: традиции и современность Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Норбоева Туяна Бабасановна

В данной статье рассматривается этнический костюм как один из объектов материальной культуры бурят. Анализ национального костюма XIX и XX вв. показал, что в одежде произошли кардинальные трансформации, связанные, прежде всего с глобализационными процессами.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Норбоева Туяна Бабасановна

Текст научной работы на тему «Этнический костюм бурят: традиции и современность»

Норбоева Т.Б. Norboeva T.B.

Этнический костюм бурят: традиции и современность

Buryat ethnic costume: tradition and modernity

В данной статье рассматривается этнический костюм как один из объектов материальной культуры бурят. Анализ национального костюма XIX и XX вв. показал, что в одежде произошли кардинальные трансформации, связанные, прежде всего с глобализационными процессами.

Ключевые слова : костюм, традиции, мода, дизайнер, культура

This article discusses the ethnic costume as one of the objects of the material culture of the Buryats. Analysis of clothing XIX and XX centuries. showed that in a suit made drastic transformations related to the change of ideology, philosophy, social conditions and other factors.

Key words : suit, tradition, fashion, design and culture

В последние годы в условиях глобализации, всё более пристальное внимание уделяется традиции, которая становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную самобытность. Подъём традиционной культуры актуализировал интерес к изучению национального костюма и его отдельных элементов. «Этно-тенденции становятся интересны социуму не только как часть традиционной культуры, но как инструмент выживания в мире современном, как особенная конфигурация отношений человека и природы» [4, с. 73]. Широко начинают использоваться этнические детали в декорировании предметов: в интерьере дома или дизайне модной одежды.

Первые сведения о традиционном бурятском костюме встречаются в записях путешественников, историков, этнографов. Наиболее распространённое описание костюма приведено в труде П.С. Палласа. Он первым сопроводил текст иллюстративным материалом, описал мужскую, женскую и девичью одежду. В XIX в. исследованием костюма занимались А.В. Потанина, Г.Н. Потанин, Г.М. Осокин, Н.М. Ядринцев, Ю. Джулиани, М.А. Кастрен, Г. Спасский и др. В XX в. — М.Н. Хангалов, И.Е Тугутов, К.В. Вяткина, Л. Линховоин, Р.Д. Бадмаева, И.И. Соктое-ва, А.В. Тухамани.

Этническая одежда имеет многовековые традиции, она отражает социальное и имущественное положение, культурный уровень, представления о красоте, свойственные человеку той или иной культуры, а также половые и возрастные особенности индивида. Для национального костюма характерна символичность, информативность, гармоничность, монументальность формы, крупные членения, самобытная философия и язык. При этом система кроя, цветовая гамма, композиционные особен-

НОРБОЕВА Туяна Бабасановна, аспирант Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ). E-mail: norboeva.tuyana@mail.ru

ности, материал, украшения отличались среди этнических групп бурят. Природно-климатические условия и хозяйственно-культурный тип бурят определял материал одежды и её элементы.

В данной статье мы не будем исследовать все типы одежды, поскольку цель нашей работы — рассмотреть традиционный и современный женский костюм, и выявить некоторые трансформации, произошедшие в одежде. По мнению Р.Д. Бадмаевой, «женский костюм более чем мужской, сохранил традиционные территориально-локальные признаки, возрастные и семейные нормы. Женская одежда выделялась сложностью покроя, своеобразием силуэта и соответствовала положению женщины в обществе, семье» [7, с. 55]. Композиция традиционной одежды подчинена вертикально-горизонтальному членению. Верхнему миру соответствовал головной убор, среднему — верхняя одежда, нижнему — обувь. Сам человек выступал отражением и воплощением структуры мирового древа — позвоночник ассоциировался с мировым столпом. Халат как модель являлся связующим звеном между Небом-Творцом и Матерью-Землёй. Горизонтальное членение символизировали края платья, цветные полоски на манжетах, воротнике, а вертикальное — линия силуэта от плеча до подола, конусообразный головной убор, украшения. «Тройственность вертикальной структуры можно обнаружить в «системе» за-стёгивания халата. Верхние застежки приносят хозяину счастье, благодать. Во время присутствия на молебнах буряты расстёгивали верхние пуговицы, чтобы счастье без препятствий входило в тело. Средние пуговицы регулируют многочисленное потомство, честь и достоинство. Нижние пуговицы — размножение скота, материальное богатство владельца» [6, с. 3].

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Платье женщин имело туникообраз-ный покрой, отрезной по талии, с вшивными, широкими у основания рукавами. Детали покроя, декора у разных групп отличались и имели своеобразные черты. Мы не будем подробно останавливаться на этнокультурном различии, так как это было изучено раннее Р.Д. Бадмаевой, С.Б. Самбуевой. Обязательным элементом одежды замужней женщины являлась безрукавка. Существовало два основных типа — короткая и цельнокроеная длинная. Данная деталь одежды наделялась охранной функцией, защищающей значительные участки тела — позвоночник и молочные железы. В среде бурят неприемлемым считалось появляться женщине перед мужчиной без безрукавки и головного убора. По поверьям монголов и бурят голова являлась местом локализации жизненной силы, поэтому шапку снимали только тогда, когда ложились спать. Что касается причёски, известный исследователь И.Г. Георги писал: «. как и Калмычки: заплетают волосы в две косы, в которыя, чтобы сделать оныя толще, прибавляют чёрных конских волос, и опускают оныя через плечи на грудь». [3, с. 31]. Большое значение буряты придавали украшениям. Выделяют головные, накосные, ушные, височные, височно-нагрудные, наплечные, поясные и для рук. «У буряток головные украшения делаются из серебра, также как и серьги. Кроме того у них развита особенная любовь к кораллам, при чём они не останавливаются перед дороговизной их, точно также наклонны и к ценным камням», -утверждал сибирский публицист и общественный деятель Н.М. Ядрин-цев [8, с. 257]. Примечательно, что любовь к украшению личных вещей кораллами и малахитами была свойственна и мужчинам. Интересные для нас сведения мы находим у В. Паршина. Он пишет: «селенгинские буряты любят щеголять своими бубенцами, особенно иноходцами и конской сбруей, унизанною, обременённою металлическими с сереберяною насечкою и чисто серебряными побрякушками, маржаном и малахитом.

Я видел седло в 10 тыс. руб., и пояс на одном атамане Бурятского войска, ценимый в 3 тыс. руб.» [2, с. 49].

Со второй половины XIX в. в костюм бурят начинает претерпевать кардинальные трансформации. Происходит межкультурная коммуникация, заимствование одежды других народов. В моду вошла рубаха, сапоги, шапка-ушанка. Необходимо отметить, что буряты при этом не отказывались полностью от своего традиционного костюма, а только комбинировали вещи. «Сверх монгольского костюма в дурную погоду здешние буряты непременно надевают на себя русскую шинель» [5, с. 33]. В настоящее время в связи с подъёмом традиционной культуры, люди стали отдавать предпочтение своей национальной одежде. Развитие традиций национального костюма — это возможность в обществе глобализации яснее, «предметнее» ощутить свои культурные корни, идентифицировать себя с этнической группой. Современный костюм бурят эклектичен, амбивалентен. С одной стороны, дизайнеры пытаются сохранить традиции глубокой древности, с другой — внести в костюм актуальные тенденции современной моды. Ведь простое использование традиционных фактур не превращает швейное изделие в объект этномоды.

В последние годы в повседневной жизни многие жители Бурятии шьют на заказ праздничные костюмы, вечерние платья, шапки, пальто. В Иволгинском дацане с недавних пор предлагают уютные домашние вещи: шапки, варежки, тапочки, угги для пожилых людей. Стилизованная одежда появляется и на улицах Улан-Удэ. Более широкое распространение национальный костюм получил на театральной сцене и подиуме. Современные дизайнеры комбинируют различные несочетаемые в реальной жизни этнические элементы и создают довольно сложные композиции. При разработке коллекций используется не только праздничная дорогая ткань, но и повседневная. Модельер И. Найданова в коллекции «В поисках Шамбалы» использовала деним, который всегда в моде и является источником вдохновения для многих дизайнеров. Отголоски тибетских костюмов воплотились в стилистических приёмах, цветовых решениях и украшениях. Основной акцент сделан на чёткие геометрические формы, безупречный крой и используемые материалы. Абсолютное большинство моделей в этническом стиле эксклюзивны, выполнены в единственном экземпляре. Ценное качество подобной одежды в том, что она — залог неповторимости и своеобразия.

Бурятский орнамент и буддийские мотивы воссоединены в коллекции «Восемь благих подношений» певицы и модельера Н. Тогочиевой. Каждый наряд несёт в себе символическую значимость. Белое платье «Бури» подобно ракушке, которая используется в дацанах на молебнах. Она означает, что человек вошёл в мир и должен громко заявить о себе. Другое платье — «Чаша» символизирует материальное и духовное богатство.

Характерной особенностью современного бурятского костюма, по мнению Ю.С. Андрейко, является «стремление художников-модельеров сохранить художественные и эстетические начала традиционного костюма — конструкцию, силуэт, композицию, декор, цвет» [1, с. 191]. Порой незначительная деталь этнокостюма придаёт национальный колорит современному образу. Так для свадебного платья европейского фасона модельер И. Сарапулов придумал длинный пояс из ткани и металлических колец, символизирующий пояс бурятской женщины, на котором всегда висели необходимые предметы гигиены или вещи, необходимые в быту. На неделе моды в Улан-Удэ в 2011 году дизайнер представил свою коллекцию, созданную из праздничных тканей и меха, которая отличалась сложным кроем и ассиметричными линиями. Подчёркивая красоту художественного образа и привнося в национальный костюм субъектив-

ное виденье, дизайнеры тем самым создают модный облик интересный для современного общества, так как его формирование происходит согласно вкусу и потребностям людей.

Демонстрация национального костюма происходит не только на конкурсах этнической моды, но на выставках и презентациях. В Москве в 2010 г. на открытии выставки живописи и графики Зорикто Доржиева было представлено дефиле коллекции костюмов М. Шараповой по мотивам картин художника.

Современный бурятский костюм бурят отражает процессы, происходящие в обществе, мировоззрение людей, художественные представления, эстетический идеал. Гармоничное сочетание традиций и инноваций характеризует современный этнический костюм.

1. Андрейко Ю.С. Эволюция облика бурятского костюма: от традиции к современности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 186-191.

2. Бадмаев А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. // Этнография и этносоциология. 2009. № 3. С. 47-49.

3. Георги И. Описание всЪх обитающихъ въ россшскомъ государствЪ, народовъ и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенш, одеждъ, жилищъ, вЪроисповЪданий и прочихъ достопамятностей Ч. 3. / И. Георги. СПб., 1799. 116 с.

4. Демшина А. Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5(84). С. 71-78.

5. Потанина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Изд-во типографии Меньшова, 1912. 61 с.

6. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.

7. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: Проблемы исследования: Монография. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 113 с.

8. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.: Издание И. М. Сибирякова, 1891. 308 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Аndrejko YU.S. EHvolyutsiya оЬНка buryatskogo kostyuma: ot Ь^^п к sovremennosti // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2011. № 2. S. 186-191.

2. Badmaev А. А. Odezhda buryat V pervoj ро^те XIX V. // EHtnografiya 1 ehtnosotsiologiya. 2009. № 3. S. 47-49.

3. Оео^1 I. Opisanie vsЪkh obitayushhikh» V» rossijskom» gosudarstvЪ; narodov» ! zhitejskikh» obryadov», obyknovenij, odezhd», zhilishh». vЪroispovЪdanij ! ргосЫк^» dostopamyatnostej СН. 3. / I. Оео^г SPb., 1799. 116 s.

4. Demshina А. YU. Dinamika ehtnicheskogo napravleniya V dizajne V situatsii globalizatsii ки1^и^ (na primere sovremennoj mody) // Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5(84). S. 71-78.

5. Potanina A. Rasskazy o buryatakh, ikh vere i obychayakh. M.: Izd-vo tipografii Men’shova, 1912. 61 s.

6. Sambueva S. B. Simvolika traditsionnogo buryatskogo zhenskogo kostyuma. Ulan-Udeh: Izdatel’stvo Buryatskogo gosuniversiteta, 2004. 92 s.

7. Sanzheeva L. V. Traditsionnaya odezhda kak ehlement ehtnicheskoj kul’tury buryat: Problemy issledovaniya: Monografiya. Ulan-Udeh: Izdatel’sko-poligraficheskij kompleks VSGAKI, 2002. 113 s.

8. YAdrintsev N. M. Sibirskie inorodtsy, ikh byt i sovremennoe polozhenie. SPb.: Izdanie I. M. Sibiryakova, 1891. 308 s.

Национальный костюм бурятов

    Главная
  • Список секций
  • Краеведение
  • БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.

Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.

В конце 19 — начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.

Цель – привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) Изучить разновидности национального костюма.

3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.

Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования – разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования – бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.

1. Исследование бурятского национального костюма

1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма

Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.

В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части – рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название «куваньхи»; «тервич». Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов — кочевников с характерным запахом «жедехи» (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка «Юден» с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю «татар мамай «(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка «ловчуг». Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. «Улусные люди» носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией — стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя — одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 — начале 20 вв. Но удлинённые рубахи «самса» в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке «халдай» в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально — родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.

1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых

В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное — добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь – дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века – это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. — Дэгэл – это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.

Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:

1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.

2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.

3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см , задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.

4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.

5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.

6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.

7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда – все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое – нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.

Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:

1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.

2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.

3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.

4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.

Список литературы

1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.

3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru.

Приложение 1

Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *