Чем необычен русский сарафан?

ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимур Михайлов

Похожие презентации

Презентация на тему: » ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма.» — Транскрипт:

1 ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА РУССКОГО НАРОДА История костромского льна и русского народного костюма

2 Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С. Лихачев

3 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОСТРОМЫ. МУЗЕЙ ЛЬНА И БЕРЕСТЫ

4 СЕМЕНА ЛЬНА – ВСЕМУ ГОЛОВА

5 КОСТРОМСКОЙ ЛЕН Лён в Костроме вырастает около 1 — 1,2 метра. Цветет он красивыми голубыми цветами. Невозможно переоценить вклад льняного мастерства в уклад жизни русского народа. Ведь лён связующая нить между современным поколением и нашими предками в прямом и переносном смысле этих слов.

6 ЛЕН – СЕВЕРНЫЙ ШЕЛК КОСТРОМЫ Лен – однолетнее травянистое растение Выращивается в костромской области Из растения льна получают лубяные волокна

7 ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ВОЛОКНА ЛЬНА После сбора солома раскладывалась в поле и обминалась – то есть льняные волокна выбирались из стеблей – это очень сложный процесс, так как волокно крепко склеено с древесной частью. Говорили: «Мни лен дольше – волокон будет больше». Затем льну «задавали трёпку» — трепали, а потом «чесали» — три раза. Сначала зубилом, потом гребнем, а потом щёточкой из свиной щетины. Трижды прочёсанный лён назывался «куделей». Эти кудели и клали на прялку – выделывать нити.

8 ПОЛУЧЕНИЕ ПРЯЖИ ИЗ ЛЬНА

9 ПРЕДМЕТЫ БЫТА ДЕРЕВЕНСКОЙ ИЗБЫ

11 УНИКАЛЬНЫЕ ЛЬНЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

12 КОСТРОМСКАЯ ЛЬНЯНАЯ МАНУФАКТУРА Большая Костромская льняная мануфактура в начале 20 в. была самым крупным предприятием льняной промышленности в мире веретён, работников.

14 ПРОДУКЦИЯ МАНУФАКТУРЫ Пряжа Нитки Различные ткани льняные

15 АССОРТИМЕНТ ЛЬНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ Сегодня Костромской лён это каждый третий метр льняной ткани в России. Каждый шестой метр льняной ткани в странах Евросоюза. 450 миллионов рублей вложенных инвестиций.

16 ТКАНИ ДОМАШНЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ XIX – XX ВЕКА НАБОЙКА холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок ПЕСТРЯДЬ льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. РЯДНО редкая холщовая ткань домашнего изготовления СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) толстое неокрашенное сукно домашней выработки ХОЛСТ льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. ХРЯЩ толстый, грубый холст домашнего изготовления

17 НАБОЙКА – ХОЛЩЕВАЯ ТКАНЬ Узорная крашеная холщовая ткань. В старину узор выполнялся масляной краской по холсту с помощью специальных досок с вырезанным на них рисунком. Распространенным орнаментом набоек для женской одежды были ромбы, кольца, цветы, побеги.

18 ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ И ОДЕЖДА ИЗ НИХ Элементы русского народного костюма Рубаха Сарафан Пояс Головной убор Обувь

19 Рубаха — основа женского костюма, могла быть нательной и верхней, на которую надевался сарафан. Основные части рубахи – стан и рукава. Типы женских рубах Костромской губернии – цельная и составная. Стан цельной рубахи шили из одного куска ткани. Составная рубаха дробилась на две части – верхнюю с рукавами и нижнюю – подол («подстава»). Ее шили из двух отдельных и разных по качеству кусков ткани. Немаловажная деталь рубахи – рукав. В будничных рубахах он был широк, длиной за локоть. В праздничных рубахах рукава шили широкими, пышными, длинными. У таких рукавов на плече и у запястья делали сборку. Сборка была простой или декоративной.

20 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА — РУБАХА

21 Сарафан надевался поверх рубахи. Слово сарафан переводится «одетый с головы до пят», считается иранского происхождения. Сарафан «Гухой» сарафан с целым, неразрезанным полотнищем впереди, широкими плечами, небольшим вырезом для головы и рук. Косоклинный тип сарафана, распашной с двумя передними полотнищами с пуговицами впереди. «Круглый» прямой сарафан, очень широкий из 5 – 7 полос ткани.

22 НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ КОСТЮМА — САРАФАН Круглый сарафан Костромской губернии XIX век Выполнен студентками КГТУ технологического факультета, специализация дизайн

23 Головной убор нес на себе задачу оберегового характера от разного рода зла. Головной убор Головной убор служил ярким определителем отличия девушки от женщины. Девушки не закрывали так тщательно волосы головным убором, как это делала замужняя женщина. Основным видом девичьего головного убора была лента. Ленты шились из ткани, использовалась парча, шелк, бархат. Виды головных уборов: кичкообразные, кокошники, повойники. Кичкообразные – мягкие шапочки носили пожилые женщины, повойники – неглубокий мягкий убор. Виды кокошников: островерхие и в форме полумесяца с «рогами».

24 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Север России Начало XIX века Шапочка «повойник» Север России

25 Пояса плели, вязали и ткали из цветной шерстяной, бумажной, шелковой нити, длиной 100 – 300 см, шириной от полутора до семи см, с геометрическими узорами – ромбами, елочками, зигзагами. Пояса На концах делались кисти или грушевидные твердые привески, обвязанные нитками. Крестьяне подпоясывали рубахи, сарафаны, юбки. Раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его. С поясом связывался ряд обрядов. В Костромской губернии для подпоясывания сарафанов употреблялись пояски – «тесемочки», тканные на «картах».

26 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

27 КОМПЛЕКСЫ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА Поневный Сарафановый

28 ЖЕНСКИЙ ЮЖНОРУССКИЙ КОСТЮМ Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль

29 ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ ДО XVIII века Рубаха Понева (юбка) Передник Пояс Головной убор

30 РЯЗАНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» разновидность этой одежды. Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

31 ТУЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Колоритный красочный и необычный костюм.. Головной убор и гайтан — бисероплетение. Понёва — вид набедренной одежды из шерстяной ткани. Отделке поневы всегда уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, Пояса (Гайтаны) заканчивались бисерными кистями.

32 ОРЛОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс, обувь и головной убор, необычный по форме, цветовому и фактурному исполнению. Орловский свадебный костюм с поневой и красным передником. Неповторимое своеобразие костюму придают необычный головной убор, декоративное решение и способ ношения рубахи, а также распределение цветовых пятен в композиции костюма и способ ношения передника

33 ТАМБОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху- длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка- андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Головной убор рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

34 ТАМБОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ СВАДЕБНЫЙ В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

35 КАЛУЖСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. ЮГ РОССИИ Перемышльский сарафанный комплекс состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, головного убора и обуви. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах славянской России Костюм предельно лаконичен по форме и композиции, является в калужском районе примером заимствования образца северорусского народного костюма

36 КУРСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. ЮГ РОССИИ Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки.

37 СЕВЕР РОССИИ. XVIII – XIX век Север России: Архангельск Смоленск Нижний Новгород Москва Тверь Вологда Ярославль Кострома

38 САРАФАНОВЫЙ КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ с XVIII века

39 КОМПЛЕКС С САРАФАНОМ, С САРАФАНОМ ПЕРЕДНИКОМ XX. Север России

40 СМОЛЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора обруча, обуви лыковых лаптей с округлым носком.

41 АРХАНГЕЛЬСКИЙ КОСТЮМ Костюм построен на благородном сочетании цветов и фактур тканей домашнего производства. Рубаха из белого холста с отделкой кружевами по низу рукавов. Сарафан в красно-черно-белую клетку. Передник из пестряди. Внизу тканый орнамент по красному льняному фону черные узкие полоски. Орнаментально-цветовым аккордом является головной убор. Девичья повязка из шелка алого цвета расшита серебряной нитью.

42 ВОЛОГОДСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Вологодский народный костюм включает рубаху «рукава», сарафан, головной убор. Рубаха из белой кисеи старинный праздничный наряд женщин и девушек. Рубаха по горловине и рукав по низу присборены. Спереди рубахи, на груди разрез. Рукав по длине укороченный. Сарафан шелковый, из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходят полоски желтой парчи, застежка выполнена на воздушные петли и металлические пуговицы. Сарафан изготовлен на подкладке из ситца и холста Головной убор «борушка», один из типов кокошника

43 НИЖЕГОРОДСКИЙ КОСТЮМ Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь Костюм включает кофту, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор, к нему часто добавлялись нашейные украшения.

44 МОСКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Костюм включает в себя рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь. Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. Рубаха красная, с длинными рукавами и с прямыми поликами, декорирована узорным ткачеством. Сарафан распашной, с застежкой на пуговицы, цветные полоски украшают низ сарафана. Узкой полоской проходит декор по краю бретелей сарафана. Верхний край полотнищ сарафана и передника и способ крепления передника на фигуре как бы формирует лиф костюма. Головной убор кокошник. Он выигрышно подчеркивает овал и черты лица. Обувь лапти.

45 ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА ТОГО ВРЕМЕНИ Дети из простонародья – крестьянские, одеты как взрослые Ребенок не выделяется среди взрослых – ни костюмом, ни работой, ни игрой

НОД по рисованию в подготовительной группе ДОУ «Русская одежда»

Конспект НОД в детском саду в старшей группе. Русский народный костюм

Конспект НОД в старших группах на тему «Русский народный костюм»
Цели и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь; прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту. способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре. Форма: беседа Обогащение и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий — разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник». Оборудование: иллюстрации к сказкам «Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», иллюстрации русских народных костюмов
Ход беседы
1. Вступление. Формулирование темы занятия А встречает нас девица — красавица! Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим русскую одежду: Не правда ли проста и хороша! — А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках. Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете. Ребята, сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма. Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Древней Руси одежду называли «одежа». Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает. — История русского народного костюма насчитывает многие столетия. — Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше? Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, фрески, иконы, летописные источники. 2. Основная часть Какой же элемент одежды является основой русского костюма? Рубаха (сорочка, исподка, подноска) – древнейший, главный элемент русского народного костюма. — Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка») Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти) — Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти) На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна лягушка», «Хаврошечка») На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки) — Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок) А сейчас давайте рассмотрим русские народные костюмы. Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом. Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом. — А что же носили с рубахой? Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма. — Как вы думаете, почему он так называется? Дети: Надевается спереди. — Рассмотрим женский костюм. Главная часть женского костюма сорочка (рубаха), сарафан. А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую. Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку — коса – девушки Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. Эти полики. Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой) Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях. Поиграем в хороводную игру «Иголка, нитка, узелок» Теперь рассмотрим мужской костюм. А что же носили мужчины? Давайте посмотрим. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком. — Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме. — Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты. Как называется эта одежда? (косоворотка, порты) На голове? (картуз) Обувь — сапоги, лапти. Два сапога — пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали. — Какая еще обувь вам знакома? Дети: лапти, валенки. «В дорогу идти — пять пар плети», – говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему? — Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. А порядок украшения одежды строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи. Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху. — В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием. Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание — В древней Руси в основном шили одежду сами. Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха) Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты) Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? Дети: Корыто, кадка. Воспитатель: Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось Как вы думаете, где стирают белье? Дети: Речка. Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины. На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель — два неразлучных друга. В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход: То назад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг) Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки. — Давайте покажем, как стирали и гладили белье. Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили) Из каких материалов получали ткань? Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую. Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду? — Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля – жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна – кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали – расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.) — Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой длинными вечерами пряли нитки и ткали полотно.) Вот откуда пошла традиция – собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах. — Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат! Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету. Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет». А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.) Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко». — Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам). Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком. У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы (костюм эвенка, араба). — Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).


3. Заключение. Подведение итогов Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка! — Из лыка свито Дырявое корыто (лапти) — Дуйся не дуйся, а Через голову суйся (рубаха) — По дороге шёл, Две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты) — Надену — ободом сведет, Сниму — змеёю упадет. (пояс) — Что вы узнали сегодня на нашей беседе? — Какие новые слова вы услышали? — Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

«Русский костюм»

в презентации рассказывается о костюмах России. Также о костюме Курской губернии.

Просмотр содержимого документа
«»Русский костюм»»

Русский народный костюм Руси

IX Х I Х вв.

Русский народный костюм

Московской губернии

Костюм включает в себя рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь. Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов

Русский народный костюм

Тверской губернии

Костюм состоит из рубахи, распашного сарафана на 22-х пуговицах, жемчужного ожерелка и головного убора в стиле северных повойников

Русский народный костюм

Архангельской губернии

Женский костюм состоит из рубахи (красной или белой), пестрядинного сарафана, пояса из шести полос или тканого на бердах (дощечках), сороки и нашейного украшения

Русский народный костюм

Вологодского края

Костюм включает рубаху «рукава» — из белой кисеи, шелковый сарафан, головной убор «борушка»

Русский народный костюм

Курской губернии

Для костюма характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев

Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник

Русский народный костюм

Нижегородской губернии

с сарафаном

Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь

Русский народный костюм

Нижегородской губернии

с поневой и передником

Костюм включает кофту, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор, к нему часто добавлялись нашейные украшения

Русский народный костюм

Орловской губернии

Свадебный костюм

Костюм включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс, обувь и головной убор, необычный по форме, цветовому и фактурному исполнению

Русский народный костюм

Смоленской области

с сарафаном

Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана, передника, головного убора — обруча, обуви — лыковых лаптей с округлым носком

Русский народный костюм

Тульской губернии

Костюм состоит из красной рубахи, распашной паневы с очень богатым декором, кушака с задником и головного убора «курица»

Русский народный костюм

Липецкой области

Костюм XIX века

Домотканая юбка — андарак, передник с рукавами, отделан кружевом

Русский народный костюм

Праздничный наряд в стиле северных художественных работ

В этом наряде можно отмечать праздники, венчаться. В состав костюма входят: платье, кокошник, оплечье

Русский народный костюм

Аналог свадебного платья

Выполнен в стиле северных русских костюмов

Русский национальный свадебный наряд всегда состоял из множества предметов, составляющих вместе целостную художественную композицию

Русский народный костюм

Повойник

Головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником

Русский народный костюм

Гайтаны (гирданы)

Украшения юга России. Одно из старинных украшений для женщин Юга России. Уже с XIII века в Россию был введен бисер

Русский народный костюм

Рубаха

Основным изделием в русской народной одежде считается рубаха, как для мужчины, так и для женщины

Значение слова сарафан

Словарь Ушакова

сараф а н, сарафана, муж. (särapa). У русских крестьянок — длинная одежда с пояском, с застежкой спереди, без рукавов (или со вшитыми рукавами из бельевой ткани) и с наплечьями. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.» Цыганов . «Был на ней сарафан шелковый голубой.» Мельников-Печерский .

| Легкое летнее женское платье такого покроя.

Энциклопедия моды и одежды

(перс.) — традиционное женское платье, обычно без рукавов у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Существовало множество разновидностей по покрою и тканям. Это же название употреблялось в старину для обозначения мужского длинного кафтана особого покроя.

В России, в значении мужской верхней одежды, упоминается в документах 14 в. В допетровскую эпоху сарафан употреблялся в боярской среде; у царя Михайла Федоровича были сарафаны «теплой», «дороги яринной цвет» и др.

Как женская длинная одежда, сарафан был давно известен на Руси. С 19 в его носили, в основном, крестьянки в северных и центральных областях, в Поволжье, в дореформенный период — также и горожанки.

Самый старый тип сарафана — глухой, слабо раскошенный, то есть это было безрукавное платье, надеваемое поверх рубашки. Потом появился сарафан со швом спереди, или на пуговицах сверху донизу; края и середина украшались позументом. На сильно раскошенном сарафане могли быть откидные рукава. В 19 в. был распространен прямой сарафан на лямках. Самый поздний тип сарафана — юбка с лифом — пользовался популярностью в ряде районов второй половины 19 — начала 20 вв.

В некоторых областях России до сих пор сохранились сарафаны старого типа.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Архитектурный словарь

Основной объем колокола, имеющий вид усеченного конуса.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Этнографический Словарь

(от перс. серапа — почётная одежда), женское платье (обычно без рукавов) у народов северных и центральных областей Восточной Европы. первоначально — нарядный верхний мужской кафтан. см. также сукман.

Тюркизмы в русском языке

м 1. стар. длинный мужской кафтан особого покроя; 2. род женского платья, обычно без рукавов. Др.-рус. сарафанъ (с 1377 г.) длинный мужской кафтан особого покроя (Срезневский, 3, 262, 263); Вейсманн, 1731, 508 сарафан; Рос. Целлариус, 1771, 448 сарафан; Даль, 4, 138; от перс. serapa почетная одежда (Сл. Акад., 1962, 13, 185). «Заиметв. с Востока, через тюрк. sarapa(i) из перс. serapa почетная одежда. Корш, AfslPh, 9, 489; Mi., EW, 288. » (Фасмер, 3, 561).

Энциклопедический словарь

(от перс. серапа — почетная одежда), русская народная женская одежда; обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. В 14-17 вв. сарафаном называли также верхнюю мужскую одежду.

Словарь Ожегова

САРАФАН, а, м.

1. В старое время: женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами.

2. Род женского платья с большим вырезом, без рукавов.

| уменьш. сарафанчик, а, м.

| прил. сарафанный, ая, ое.

Русский народный костюм «Настенька» красная 5.00 6

Характеристики

  • Бренд в одежде и обуви Магазин 77
  • Тип Карнавальный костюм
  • Коллекция Базовая коллекция
  • Сезон На любой сезон
  • Пол Женский
  • Жанр Русские народные костюмы
  • Праздник Масленица, Взрослая вечеринка

Все характеристики

Категории

Покупатели, которые приобрели Русский народный костюм «Настенька» красная, также купили

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы (6)

Многовековые традиции русского народа, его менталитет и часть души несёт в себе русский народный костюм. Как приятно любоваться представительницами прекрасного пола, наряженными в такое ценное убранство, которое манит и зачаровывает своей простотой и в то же время таинственностью. Яркий представитель такого наряда – костюм Настенька, включивший в себя длинный хлопковый сарафан, украшенное к низу красными,золотистыми узорами жаккардовой ленты.

Также можно подобрать необычный, в своём роде уникальный по красоте кокошник, идеально сочетающийся по цветовой гамме с узорами на сарафане, кокошник ЯНА.

Купить русский народный костюм женский по доступной цене предлагаем в нашем интернет-магазине, где действует система скидок!

Русский народный костюм – главный и обязательный атрибут практически любого мероприятия, ведь в нём заключается суть русской культуры, её красота и ценность! Костюм «Настенька» — это воплощение женственности и красоты, притягивает взгляд и вызывает умиление. Благодаря дизайну и аккуратному крою изделия, его обладательница чувствует себя комфортно, свободно, легко! Спешите купить русский народный костюм женский «Настенька», создайте элегантный образ русской красавицы!

Сарафан используется с различной тесьмой, оттенки тесьмы представлены в ассортименте.

Состав костюма: блуза, сарафан.

Материал: габардин, хлопок.

Оттенки ткани и рисунок тесьмы могут отличаться от представленных на рекламных фотографиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *